5 октября в Хабаровске открылся Дальневосточный международный экономический форум
05.10.2006
5 октября 2006 года в Хабаровске открылся ставший уже традиционным Дальневосточный международный экономический форум. Девизом форума устроители избрали следующие слова: «Через развитие Сибири и Дальнего Востока – к модернизации страны». В работе форума приняли участие Председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ Б. Грызлов, Губернатор Хабаровского края В. Ишаев, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ, представители федеральных органов власти РФ, Российской академии наук, руководители регионов и представители крупного российского бизнеса, руководители Правительств и региональных администраций, деловых и научных кругов зарубежных стран. Не обошли форум вниманием и представители духовной власти – от имени Русской Православной Церкви в работе форума участвовал архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк.
Внимание участников такие вопросы, как: проблемы народонаселения Востока России, вопросы развития ТЭК и различные аспекты недропользования, организация транспортной инфраструктуры, проблемы лесной отрасли, вопросы государственного регулирования рыбной отрасли, проблемы стимулирования инновационной деятельности, вопросы развития туризма и информационно-коммуникационных технологий, формирование стратегии социально-экономического развития России на десять лет.
Казалось бы – эти вопросы не касаются напрямую различных аспектов духовной жизни и бытия Церкви. Но, как показало участие в этом представительном международном форуме православного духовенства, работа подобного рода научно-практических конгрессов привлекает пристальное внимание Церкви.
На первый взгляд, на подобного рода мероприятиях речь всегда ведется о вполне понятных для экономистов и политиков материях – взаимовыгодное экономическое сотрудничество, повышение конкурентоспособности совместно производимой продукции, увеличение международного торгового оборота и т.д. Но если говорить только об этих аспектах международного взаимодействия, то картина будет далеко не полной. Ведь выстраивание экономических и даже политических связей – это всего лишь первый этап в развитии диалога между двумя партнерами – представителями разных культур. Следующий и, пожалуй, наиважнейший этап построения взаимоотношений между двумя странами – это культурный и духовный диалог. И интерес к такого рода встречам политических и экономических элит со стороны Русского Православия показывает прежде всего осознание священноначалием Православной Церкви необходимости начать, или по крайней мере, участвовать в выстраивании именно такого, глубокого и важного диалога культурных и религиозных традиций России, Вселенского Православия с одной стороны и китайской, корейской, японской и других – с другой.
Здесь уместно поставить два вопроса. Первый – для чего такое участие нужно Русской Церкви. И второй – а зачем такой диалог нашим партнерам? Если говорить о первом вопросе, то следует отметить, что у Православной Церкви во все времена стояла задача, поставленная перед Ней Ее Божественным Основателем – Господом нашим Иисусом Христом: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во Имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28: 19-20). Поэтому такой диалог открывает ей, во-первых, возможность осуществлять свое предназначение в деле христианской миссии на территории наших соседей, а во-вторых – дает ей возможности изучать чужую богатейшую культуру, и прежде всего для того, чтобы оплодотворить эту культуру семенем Христианства, внести в нее истинный Свет Божественной Любви, для того, чтобы, в конечном счете, сообщить этой традиции ее истинное предназначение.
При ответе на второй вопрос необходимо отметить, что наши партнеры из сопредельных стран Азиатско-Тихоокеанского региона – это представители совершенно иной культурной и духовно-нравственной традиции, нежели мы, граждане России. И при выстраивании политического, экономического и культурного диалога наши собеседники из Китая, Кореи, Японии и других стран региона должны учитывать ментальность своих российских партнеров. А эта ментальность была сформирована под определяющим влиянием Православия, которое взрастило русскую государственность, культуру, мировоззрение. И учет ментальности необходим потому, что наилучшей гарантией исполнения любых обязательств – и бытовых, и экономических – это всегда сам человек, его надежность, которая определяется менталитетом той среды, в которой он вырос. Тысячелетняя практика партнерских отношений в сфере торговли, политики, дипломатии убедительно доказала довольно-таки невысокую ценность письменных договоров, заверенных на бумаге клятв и обязательств. И именно сам человек становился главным гарантом того, будет ли исполнено трижды заверенное и обеспеченное пятью формами залога обязательство, а не сами эти залоги и нотариальные записи. И здесь мы с уверенностью можем заявить – православное мировоззрение дает самые убедительные основания надежности партнерских отношений в любой сфере человеческой деятельности. Потому что православное учение запрещает обман, недобросовестность в отношениях, не запрещая, как многие думают, экономическую деятельность. В России существовали многовековые традиции хозяйствования, и такие черты их, как надежность, верность слову, обязательствам, креативность, ориентированность на освоение неисследованного, государственное мышление, имеют своей основой именно православное учение. И это может стать достойной опорой в деле выстраивания и экономического, и политического, и культурного диалога. Вот почему так важен этот диалог для наших зарубежных партнеров.