Митрополит Артемий принял участие в пленарном заседании краевой Августовской конференции работников образования
 Информационный отдел Хабаровской епархии
Информационный отдел Хабаровской епархии
13.08.2024
13 августа 2024 года состоялось пленарное заседание ежегодной Августовской конференции работников образования, которую посетил митрополит Хабаровский и Приамурский Артемий.
Августовская конференция – это форум педагогической общественности, на котором задаются векторы развития образования в Хабаровском крае, определяются ключевые идеи на будущий учебный год. Также презентуются лучшие практики и инновации в образовательных организациях. Не остаются без внимания актуальные проблемы обучения и воспитания, проектируются пути их решения.
В этом году конференция на тему «Семья и образование: качество обучения и воспитание будущего Хабаровского края» собрала лучших специалистов в области образования со всего региона, и стало важным этапом подготовки к новому учебному году.
Из первых лиц на мероприятии присутствовали: врио губернатора Хабаровского края Дмитрий Демешин, председатель Законодательной Думы Хабаровского края Ирина Зикунова, министр образования и науки Хабаровского края Виктория Хлебникова.
В ходе конференции была проведена торжественная церемония награждения представителей педагогической общественности края и участников пленарного заседания.
С приветственным словом к участникам обратился митрополит Хабаровский и Приамурский Артемий:
- Уважаемые Дмитрий Викторович, Ирина Валерьевна, Виктория Георгиевна, дорогие участники конференции.
Прежде всего хочу поблагодарить Вас за возможность встречи с Вами в рамках августовской конференции и поздравить Вас с наступающим большим христианским праздником - Преображения Господня. Это очень знаменательно, что наша конференция проходит в эти дни.
Сегодня, в это кризисное для нашего Отечества время, мы не можем не коснуться традиционного духовно-нравственного воспитания как основного регулятора развития всей системы образования. Именно сейчас очень важно выстраивать образовательный процесс по двум направлениям – науки и религии. И это актуально не только для верующих людей, посещающих храмы и живущих в соответствии с религиозными традициями, но и для всего нашего народа. Для нас нравственная культура веками формировалась именно религией.
Ключ к тому, на что необходимо обращать внимание в ходе учебного процесса, мы находим в словах Иисуса Христа: «Блаженны чистые сердцем» (Мф. 5:8). Хочу здесь также процитировать слова святого праведного Иоанна Кронштадтского: «При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум… На сердце больше всего нужно обращать внимание. Нужно зажечь в нём чистый пламень жизни, чтобы он горел и не угасал, давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека».
Эти задачи можно и нужно пытаться решить через усиление воспитательной работы. Одна из них — формирование у мальчиков и девочек правильного представления о своем предназначении, а также об отношениях между полами. Это включает понимание того, что мужчине предстоит нести ответственность за семью, при необходимости защищать Отечество, а женщине - стать матерью и хранительницей домашнего очага. Уверен, что для большинства наших сограждан актуален именно такой взгляд на вещи.
Важнейшая воспитательная цель школы состоит в том, чтобы для юношей и девушек был понятен и дорог идеал крепкой и высоконравственной семьи, члены которой исполнены ответственности и жертвенны по отношению друг ко другу. Тема семьи, требует особого внимания и вдумчивого подхода. Тем более, что здесь на пути педагога немало сложностей, многие семьи находятся сегодня в состоянии глубокого кризиса, о чём можно судить и по статистике разводов, и по широте распространённости так называемых «гражданских браков», что по сути является блудным сожительством. Наша задача состоит в том, чтобы, несмотря на неблагоприятный фон в средствах массовой информации и агрессивную, противоположную по содержанию настроенность массовой культуры, отстаивать похвальность хранения девственности до брака, разъяснять благословенность чадородия и недопустимость абортов, что является убийством во чреве. Надо прямо говорить, ссылаясь на апостольский авторитет: «Брак у всех [да будет] честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр. 13:4).
В ходе доклада владыка выразил обеспокоенность по поводу распространения нецензурной брани в нашем обществе, в том числе среди школьников.
- «Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается» (Притч. 11, 11). Так сказал Премудрый Соломон. Это значит, что наше благосостояние в том числе зависит и от нашей речи. Дар слова – одно из проявлений образа Божия в человеке. И если мы этот дар оскверняем, то согрешаем против Бога. Человек, допускающий сквернословие, должен отдавать себе отчет в том, что он участвует таким образом в богохульстве, и, если не остановится, то плоды такого поведения будут исполнены горечи и многих скорбей для самого человека и общества.
Также владыка отметил, что одно из направлений взаимодействия Церкви и школы – это преподавание модуля «Основы православной культуры».
- Хочется отметить, что последние годы при поддержке Правительства этот модуль больше и больше получает распространение в нашем крае. Так в 2020 году в нашем крае 24% четвероклассников изучали этот модуль, а в 2024 – 46%. Есть возможность двигаться дальше. При поддержке Правительства Хабаровского края в прошлом году разработано новое учебное пособие по ОПК с региональным компонентом. Очень надеемся, что очень скоро данное учебное пособие будет издано, и наши дети начнут по нему учиться!
В заключение своего приветствия владыка Артемий пожелал Божией помощи в трудах педагогов и призвал на всех благословение Божие, после чего пригласил педагогов в Спасо-Преображенский кафедральный собор на Божественную литургию в праздник Преображения Господня.
Отметим, что на форуме в течение двух дней работают многочисленные тематические площадки, где рассматривались вопросы взаимодействия семьи и школы, улучшения качества обучения, воспитания и развития школьников. Эти площадки стали местом для обсуждения актуальных вызовов и поиска новых подходов в педагогической деятельности.








