Хабаровск православный Журнал "Нескучный сад". Новые архиереи: зачем епископу светское образование?

"Нескучный сад". Новые архиереи: зачем епископу светское образование?

Дмитрий Ребров. "Нескучный сад".

30.01.2013

Около трети участников Архиерейского Собора, который пройдет в Москве 2-5 февраля 2013 года, — архипастыри, рукоположенные совсем недавно. Большинство из них примут участие в соборных заседаниях впервые. Кто эти люди? Наш журнал постарался разобраться в этом вопросе, исследовав их биографии, опубликованные на официальном сайте Московского Патриархата.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 2011 г. Фото: patriarchia.ru

Предыдущий Архиерейский собор состоялся 4 февраля 2011 года, тогда в соборных заседаниях приняли участие 206 архиереев из 221 служивших на тот момент в Русской Церкви. За два года, прошедших с последнего собора, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил 69 епископских хиротоний, большинство новых епископов было рукоположено для епархий, образованных в ходе разукрупнения старых. Только за один 2012 год таких епархий было создано 35.

Если окинуть взглядом весь список, первое, что бросается в глаза, это возраст. В среднем новым владыкам около сорока, большинство из них родились в начале — середине семидесятых, а к концу перестройки окончили школу или институт. Девяностые совпали с их воцерковлением или началом церковного служения.

По традиции архиерей обязан иметь высшее духовное образование – то есть закончить духовную академию. Эти учебные заведения готовят не только священников, но и церковных ученых: патрологов, канонистов, историков. Многие студенты, выбравшие пастырское служение вместо науки, заканчивают академию заочно, покидая ее после завершения семинарского курса и отправляясь на приход. Таких заочников из молодых архиереев около половины: 34 из 69. Из них 16 человек закончили соответствующее отделение Московской академии, остальные Санкт-Петербургскую (5 человек), Киевскую (12) или Кишиневскую (один архиерей). Очно МДА закончило 10 архиереев, 4 – Санкт-Петебургскую академию, двое — Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, который кроме светских дипломов в области теологии имеет право присуждать и церковные дипломы, эквивалентные академическим. Остальные архиереи продолжают свое образование.

Интересно, что большинство архиереев, рукоположенных в 1960-е и 1970-е годы, учились в Санкт-Петербургской (тогда Ленинградской) духовной академии. Их появление в церковной иерархии было связано с именем митрополита Ленинградского Никодима (Ротова), наставника Святейшего Патриарха Кирилла. При Патриархе Алексии II практически все архиереи, поставленные более чем за 15 лет его служения, были выпускниками Московской духовной академии, и начинали монашескую жизнь в Троице-Сергеевой лавре. Теперь на смену поколению «лаврских архимандритов», из которых при предыдущем предстоятеле готовилось большинство кандидатов во епископство, пришли архимандриты и игумены из регионов.

Но главная общая черта большей части новых архиереев — наличие помимо духовного, светского университетского образования. Эта картина не типична для Русской Церкви, в которой архиереи традиционно имеют образование только духовное. Биография старшего поколения русских архипастырей, как правило, укладывается в схему «школа — семинария — духовная академия — монашеский постриг — епископская хиротония».

Жизненная траектория новых архиереев значительно отличается. После школы большинство из них поступили в институты и получили светское образование в области медицины, физики или даже музыки. Иногда это образование может оказаться военным (двое архиереев в прошлом были военными специалистами), а порой — быть увенчано и научной степенью кандидата наук. Среди прочих кузниц архиерейских кадров стоит назвать: Полиграфический институт, биологический, исторический и филологические факультеты МГУ, Московский архитектурный институт, МИФИ. 35 из 69 молодых архиереев имеют светское высшее образование, частью полученное еще до начала священнического служения, частью заочно, уже после рукоположения и монашеского пострига (в таком случае это, как правило, «управленческие» специальности государственных хозяйственных академий).

Почему для архиерея важно иметь именно высшее светское образование, нам пояснил митрополит Хабаровский Игнатий (относящийся к предыдущей генерации епископов). К моменту принятия монашеского пострига владыка Игнатий имел за плечами физический факультет Иркутского государственного университета, опыт работы в академическом НИИ, довольно длительное руководство лабораторией медицинской кибернетики и соискательство ученой степени.

«В миру я самостоятельно изучал философию, психологию, серьезно занимался искусствоведением, интересовался живописью, литературой, — рассказывает митрополит Игнатий. — Тогда казалось, что это был просто интерес, стремление больше узнать о мире, в котором живу. Некий познавательный инстинкт. Постепенно я стал обнаруживать за всем этим интерес к человеку, его индивидуальности, своеобразию взгляда на окружающую реальность, своеобразию ее восприятия. Первые годы своей церковной жизни я провел в монастыре. И когда соприкоснулся с глубиной и мудростью святоотеческой мысли, очень пожалел, что столько лет потратил “впустую”. Тем более что святитель Игнатий (Брянчанинов) — в иночестве мой небесный покровитель — высказывал о науках светских вполне определенное мнение: “Философия, будучи исчадием падения человеческого, льстит этому падению, маскирует его, хранит и питает”.

Возможно, так я думал бы и по сию пору, если б не Господь, Который через Святейшего Патриарха Алексия призвал меня к другому послушанию — епископству. Да еще в одной из самых “миссионерских” епархий — Камчатской. Пришлось заниматься всем: катехизацией, миссией в вузах, школах, сообществах СМИ. Нести слово о Боге, Его Церкви и вере людям разных убеждений, образовательного уровня, жизненного опыта. Словом, как говорит апостол Павел, для всех сделаться “всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых”. Спасал, конечно, Господь, но всем для всех приходилось становиться мне, чтобы стать точным гласом “вопиющего в пустыне”. И вот здесь-то выяснилось, зачем Богу было нужно провести меня через занятия и увлечения светскими науками и искусствами. Это давало возможность говорить с людьми разных видов деятельности на их языке, находить общие темы для бесед. И что важнее, ощущать некое внутреннее “сродство душ”, оставаясь собой, христианином, архиереем, но смотреть на вещи их глазами. А последнее, на мой взгляд, — основа той проповеди, что, по слову апостола Павла, “проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные”.

Когда я встречался с врачами, мне не трудно было объяснить, как и почему греховное состояние души влияет на телесное здоровье и что исцеление поэтому нужно начинать с исповеди и причастия. Я мог подтвердить все это примерами из своего мирского и духовного опыта. После никто из врачей не возражал, когда предлагалось организовать в их учреждении домовый храм или поставить церковный киоск. Когда я читал лекции студентам-филологам или искусствоведам, мне не составляло труда открыть им, что вся классическая литература имеет духовные основы, а русская — сугубо православные. То же и в отношении искусства. Занятия кибернетикой помогли освоить компьютер: я и сейчас работаю в интернете, веду блог. Кроме того, университетские преподаватели развивали в нас навыки самостоятельного, творческого, системного мышления, умение грамотно, точно формулировать задачи, распределять время, работать с литературой. Для управления миссионерской епархией, да еще вновь образованной, это было весьма кстати».

Уже будучи архиереем, митрополит Игнатий окончил Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, получил диплом специалиста теологии. Сегодня он обучается в аспирантуре Московского городского психолого-педагогического университета.

«Каждому православному человеку: и архиерею, и священнику, и мирянину — необходимо нести слово Божие людям, идти и учить “все народы”. На это нас благословляет Господь, к этому призывает Церковь. А светская наука и высшее образование в сем обязательном делании — весьма важное и полезное средство, — подчеркивает владыка. — Сейчас я занимаюсь психологией. XXI век должен быть веком гуманитарных наук, или его не будет вообще, — говорил известный французский антрополог Клод Леви-Стросс. С этим трудно не согласиться, и психология — одна из таковых. Думаю также, что психология — возрастная, гендерная, развития, психология консультирования — может пригодиться священникам в их практической деятельности. Некоторые ее разделы необходимо преподавать в духовных учебных заведениях. То же можно сказать о науках, связанных с организацией и управлением. Считаю, что священник и архиерей должны учиться постоянно: кроме всего прочего, это позволяет всегда быть “в форме”, препятствует постепенной, незаметной деградации. Посему всеми своими архиерейскими возможностями я помогаю священникам, которые стремятся продолжить свое образование, получить второе (высшее, светское). Вижу, к радости своей, понимание с их стороны. Кто-то учится в светских вузах, кто-то в аспирантуре или магистратуре. Жатвы много, делателей мало — так было всегда, так есть и сейчас. Именно поэтому каждый делатель должен не только иметь глубокую веру, понимать свое предназначение и ему следовать, но и владеть всеми необходимыми средствами. Образование — одно из них».

Архиереи, рукоположенные за последние два года

22 из 69 новых архиереев в течение длительного времени были преподавателями духовных семинарий или работали преподавателями на государственных кафедрах теологии

Географически новопоставленных архиереев можно разделить на две основные группы: «местных» — выходцев из тех же епархий или регионов, с которыми и в будущем оказалось связано их архипастырское служение, и тех, кто был назначен на кафедры, расположенные далеко от регионов, где прошла большая часть их священнического служения. «Местных» архиереев среди новопоставленных 34, то есть ровно половина от общего числа. Остальные архипастыри несут свое служение в новых для себя регионах

35 из 69 архиереев имеют высшее светское образование

Митрополит