Сгоревший храм, или еще одна победа Александра Невского
Юлия Шутова09.04.2014
Я была здесь неделю назад. Удивительное место. Попадая на территорию храма, уютно расположившегося в начале частного сектора за дощатым забором, словно окунаешься в иной мир: неспешный, родной и до боли знакомый каждому.
В прошлом году храм святого князя Александра Невского отметил свой 70тилетний юбилей новыми стенами, обновившимися иконами, золочеными куполами, словно орденами за славное и боевое прошлое. Храм открыли в 1943 году в разгар Великой Отечественной войны. Настоятель храма служил молебны о даровании победы над фашистами, панихиды об убиенных, а прихожане старались оказывать помощь фронту и семьям фронтовиков. Ими было собрано в фонд обороны 38259 рублей. На постройку танковой колонны «Дмитрий Донской» было собрано 25000 рублей, для помощи семьям фронтовиков 15860 рублей, за что настоятель храма и община получили благодарность Верховного Главнокомандующего.
Случилось так, что мне пришлось сопровождать экскурсию, организованную для юных спортсменов. В числе «объектов для посещения» значился и храм св. Александра Невского. Наконец мне удалось воочию увидеть обновленный храм: большой, светлый, с тонким ароматом дерева, смешавшимся с запахом ладана, и иконами, которые чудесным образом обновились, являя нам видимое подтверждение Божественного присутствия.
Весть о пожаре стала первой утренней субботней новостью, дав старт череде событий, переживаний и потрясений. Телефон выдает из трубки встревоженные голоса, Интернет приносит сообщения и обрывки мизерной информации: сгорел, сгорел полностью, возможно поджог…
Журналисты звонят с просьбой дать комментарий, предположить, рассказать… а в голове одно – сгорел…
Богослужение было впечатляющим: слезы горя по утрате сменялись всеобщей поддержкой. «Всю службу в храме стояла гробовая тишина, и только изредка слышалось безудержное рыдание прихожан, — говорит одна из певчих сгоревшего храма. — Клиросу тоже было нелегко, каждое песнопение приостанавливалось на время и снова продолжалось: в эти моменты мы горько плакали. Братья и сестры нас понимали, и в эти моменты помогали, подпевали. Служил иерей Василий Диденко, настоятель храма, на ектениях он часто замолкал, еле сдерживая слёзы. После службы была короткая проповедь, батюшка поддерживал всех, а мы понимали, что ему очень тяжело. На целовании Креста он заплакал…».
Версии, мнения, разговоры… А за всем этим видна искренняя поддержка даже малознакомых, но неравнодушных людей, желающих помочь словом, делом, молитвой…Женщина из под Иркутска продала свою усадьбу специально, чтобы помочь восстановить храм. Горе, как это часто бывает, становится поводом для добра.
Среди множества утраченных святынь храма, таких как икона Казанской Божией Матери, Порт-Артурская икона Божией Матери и икона Оптинских старцев с мощами 12-ти святых, сохранился мощевик с мощами самого святого Александра Невского, как знак того, что пройдет немного времени, и в небе снова засияют золоченые купола и кресты храма, которые, как ордена, напомнят о славной истории побед, которых будет еще много на счету одной из старейших церквей Хабаровска.