Якутский опыт организации духовной помощи глухим - жертвам сект
Кардашевская Е.Г.29.10.2006
Люди с недостатками слуха – инвалиды, это та часть населения нашего города, которые живут рядом с нами, и которым в силу своих недостатков, очень сложно разобраться в этой быстро меняющейся жизни.
С наступлением демократии в нашем регионе активно стали действовать разные религиозные секты. Одними из первых в их сети попали глухие и слабослышащие люди. Это объясняется тем, что они очень легко поддаются влиянию, очень просты и доверчивы, а самое главное они очень нуждаются в духовной поддержке, поэтому становятся легкой добычей сектантов.
В нашей республике в обществе глухих состоит 1330 человек. Из них в г. Якутске проживают 450 человек. Большинство из них являются членами секты «Свидетели Иеговы». Дело в том, что эта религиозная организация очень активно с начала 90-х годов стала действовать в районе залога в нашей столице, В этом районе проживает большинство глухих людей, там находится их общество, располагается их общежитие. В этом же районе находится их место работы – учебно-производственное предприятие ВОС. Большинство слепых людей также вовлечены в эту организацию, так как основным местом, где они собираются, является клуб имени Н. Островского, принадлежащий обществу слепых.
Но сегодня речь будет идти о глухих и слабослышащих людях. Они объединяются в общественную организацию, называемую обществом глухих. У них имеется свой прекрасный клуб «Эрэл», что в переводе на русский означает «Вера». В клубе они проводят свой досуг. Здесь проводятся различные культурные и спортивные мероприятия. До 90 х годов жизнь в обществе глухих шла спокойно, мирно без резких колебаний, но с некоторых пор отношения в между людьми заметно ухудшились. Это стало резко наблюдаться с тех пор, как многие стали посещать секту «СИ».
Раньше общество глухих имело свой театр мимики и жестов, где принимали участие многие члены общества. Выступления глухих артистов пользовались большим успехом у зрителей. Коллектив был очень дружный и сплоченный. Но, к сожалению, по мере усиления влияния на жизнь общества секты «СИ», жизнь в клубе резко изменилась, изменились отношения между людьми в худшую сторону. У глухих людей, посещающих секту, ухудшились социальные условия жизни, они перестали посещать мероприятия. Отношения друг к другу стали недоверчивыми и враждебными. Криминальная обстановка вызывает тревогу. Несколько лет назад произошел трагический случай с одним ребенком глухих родителей, которые посещают секту «СИ». Мальчик погиб из-за того, что родители запретили врачам переливать кровь ребенку, получившему автотравму. Эти родители, пережив такую трагедию, все равно продолжают посещать секту. Вот так сильно влияние сект на души людей. Другой пример: я знаю одну женщину, вышедшую из секты, но она до сих пор не может владеть собой. У нее появился навязчивый страх, так как в этой организации требуют строгий отчет о проделанной работе по привлечению в секту новых адептов. А эта женщина не могла выполнить план, поэтому она жила в постоянном страхе, очень переживала, потеряла сон. Из-за нарушения сна у нее появилась психическая болезнь, и она попала в больницу. Сами понимаете в какую. Таких случаев очень много, но сколько точно - мы не знаем.
Обеспокоившись создавшейся ситуацией руководство общества глухих обратилось с письмом в Центр помощи жертвам деструктивных культов для проведения разъяснительной работы среди глухих инвалидов о секте «СИ». 2 марта 2002 года а клубе «Эрэл» была организована встреча Центра с представителями общества глухих. И с этого времени началась работа по духовному просвещению людей с нарушениями слуха. С этой целью Якутская епархия совместно с Департаментом по делам народов и Центром приняли трехстороннее решение о создании воскресной школы для глухих и слабослышащих детей. В марте 2003 г. с благословения Епископа Якутского и Ленского Германа эта школа начала работать при Никольском храме. Целью и задачей этой школы является духовное просвещение людей с нарушениями слуха и возвращении их в лоно православной Церкви. Первым учителем этой школы стал молодой тогда еще диакон Андрей (Кичатов). После его отъезда в Вилюйский район с нами стал заниматься о. Леонид (Тарасов), а после его отъезда в Ленск занятия ведет о. Виктор (Попов). Постепенно глухие стали принимать Крещение в православную веру. Сначала приняли Святое Крещение 7 человек с детьми, затем число возросло до 11 человек, сейчас всего 27 взрослых и 7 детей.
Чем мы занимаемся в воскресной школе. Во-первых, изучаем Евангелие с комментариями священника. Во-вторых, знакомимся с историей родного края, историей православия в Якутии, историей г. Якутска. Собираем материал по истории православия в Якутии. Слава Богу, мой отец интересовался этим и сохранил много фотографий. Ведем альбом воскресной школы. Стараемся помогать друг другу по всем вопросам повседневной жизни, начиная от трудоустройства до приобретения жилья. Вопросы очень трудные и разнообразные. В 2003 году помогли получить бесплатно квартиру одной семье с двумя детьми. Эта семья первыми из глухих обвенчалась. История этой семейной пары примечательна. Жена посещала секту «СИ», а муж не хотел. Тогда секта приняла решение, что женщине нужно от этого мужа уйти. Пока мужчина был в отъезде, жена быстро оформила развод, и муж даже не знал, что официально разведен. Затем после крещения в православие они снова бракосочетались и эта пара наша первая семейная пара, которая приняла таинство венчания.
Работая с данной группой инвалидов можно сделать следующие выводы:
1. Такая категория людей встречается везде и в городе и в районах. Они очень нуждаются в нашей помощи, в нашей поддержке, потому к ним особо нужно быть внимательными, чтобы они не стали добычей сектантов.
2. Социальной службе, государственным работникам и служителям церквей относиться к ним более милосердней, внимательней, особенно в вопросах трудоустройства и приобретения жилья.
В завершение сообщаю координаты нашей воскресной школы. Мы занимаемся по субботам с 13 ч. дня в Преображенском кафедральном храме. У кого есть знакомые или родственники глухие – милости просим в нашу Воскресную школу.
Доклад на научно-практической конференции «Основы духовной безопасности Дальневосточного региона».
Якутск. 24-25 октября 2006 г.