Хабаровск православный Журнал Зачем мы почитаем орудие казни?

Зачем мы почитаем орудие казни?

Ольга Целикова (Информационный отдел Хабаровской епархии), фото http://www.necklacecrosses.com/cross-pictures.html

27.09.2011

Вспоминаю одну из своих давних поездок на поезде Хабаровск-Москва. За 6 суток (а большинство ехало от начала и до конца) пассажиры успели перезнакомиться и составить некоторый "коллектив", благодаря чему время поездки не было так утомительно.

В соседнем купе ехал молодой человек, мусульманин, со своей мамой. И он, не смущаясь никакими обстоятельствами, каждый день, утром и вечером, расстилал в коридоре свой коврик и молился. Он открыто исповедовал свою веру, а мы, православные христиане, потихоньку и как бы стесняясь того, молились в своих уголочках и не так уж часто крестились. Вроде, всего лишь, внешний символ – наложить на себя крестное знамение, а стыдно вспомнить, как мы сами себя лишали великого блага…

Крест Господень - что могло быть более дорогим для первых христиан! Им украшали стены катакомб, в которых во время гонений проходила их молитвенная жизнь, где совершались богослужения и где хоронили они своих собратьев. Изображения креста дошли до нас на Едесских медалях II и III веков. Крест, на котором страдал и умер наш Господь, являлся великой святыней для каждого христианина. Невозможно себе представить христианский храм без креста. "...по понятию святых Церкви, в православных храмах ни серебро, ни золото и ни драгоценные камни составляют драгоценнейшее украшение их, а только честный крест Господень» («Руководство по литургике». Сост. Архимандрит Гавриил), который есть знамение нашего спасения и предмет благоговейного почитания.

Даже язычникам было известно почитание христианами Креста, и они старательно осыпали христиан упреками и ядовитыми насмешками по этому поводу. В музее Кирхера хранится карикатура, найденная на стене одной из комнат дворца Цезарей в Риме. На ней изображен человек с ослиной головой (христиан обвиняли и в почитании ослиной головы, как и во множестве других несуразностей). Человек этот пригвожден ко кресту, «по левую сторону которого стоит мужчина и, по-видимому, изъявляет знак благоговения к распятому, целуя, по древнему обычаю, свою руку. Внизу подписано неумелою рукою: «Алексамен чтит своего Бога». Крест изображали явно, а во времена гонений часто – в прикрытой форме.

Об использовании в качестве креста буквы Т упоминал Тертуллиан (III век): «Греческая буква тав и наше латинское Т составляют настоящую форму креста, которая, по пророчеству, должна будет изобразиться на наших челах в истинном Иерусалиме»3. Известна монограмма Константина Великого, которая была вырезана на щитах его войска, а также её заменившая монограмма, представляющая измененную букву Р.

Крест с распятием, который употребляется в настоящее время, стал использоваться христианами по одним источникам, по крайней мере, с IV века, по другим – с конца VII или начала VIII века4. Ни один христианин своей жизни без креста не представляет. Крест старались изобразить во всех местах, где только приходилось жить и трудиться, так что Трулльским (Пято-Шестым) Вселенским собором 73 правилом было запрещено изображать крест на земле, где он может быть попран ногами, а начертывающих на земле изображение Креста повелено отлучать.

Есть одно суеверие в среде людей «церковных» и не очень, что нательный крест, одеваемый при крещении, предназначен для ношения именно этим человеком, «освящен с его именем», и если этот крестик наденет другой человек, то с ним случится какое-нибудь несчастье.

Это глубочайшее заблуждение! В молитве, которую читает священник при освящении (благословении) креста, вообще нет упоминания никаких имен. В ней священник просит у Бога ниспослать «божественное…благословение и благодать» на «знамение сие крестное» и подать ему «силу и крепость», так что всякий, кто будет его носить на себе, сподобится Небесного благословения и получит помощь через него. Нательный крест носится христианами в память о страданиях и смерти Господа Иисуса Христа и «в сохранение души и тела». Многие не знают, что в молитве при освящении нательного креста священник просит: «так и это знамение крестное благослови и против всех козней дьявольских Твоего заступления помощь в него влей, так что всякому, его на себе носящему будут даны Твоей благодатью защита и спасительное соблюдение от всякого зла для души и тела, и умножение в нем [христианине] Твоих духовных дарований и христианских добродетелей». Все это человеку, носящему нательный крест, дается Божественной благодатью – любому православному христианину (повторюсь). В прежние времена православные христиане на Руси, желая стать более близкими по духу друзьями, обменивались своими нательными крестиками и называли себя «крестными братьями». Крест – не языческий амулет, и если христианин в своей жизни к Богу за помощью в молитве не обращается, то крест его, сам по себе, не спасет, даже если он будет золотым и богато украшенным.


Новости