Хабаровск православный Журнал «Бить…. или не бить?»

«Бить…. или не бить?»

Юлия Мартынова (Информационный отдел Хабаровской епархии)

22.07.2011

К британским ученикам будут применяться меры силового воздействия. Такое решение приняло Правительство Великобритании 7 июля 2011года. Отныне учителя королевства смогут не только досматривать вещи школьников и взыскивать с них штрафы за прогулы, но и в случае дивиантного поведения учащихся применять к ним меры физического воздействия, что, по мнению министра образования Англии Ники Гиббы, «призвано изменить соотношение сил в классах».
Вообще традиция физически наказывать нерадивых учеников имеет глубокие исторические корни: так, притчей во языцех стали знаменитые английские розги, русские гороховые углы и китайские бамбуковые палки. Но в 90-х годах прошлого столетия по планете прошла волна законов, запрещавших физические наказания, как в школах, так и в семьях. Миллионы подростков вздохнули с облегчением, попав под опеку закона, и, казалось бы, наступили времена всеобщего благоденствия. Однако все чаще в мировом сообществе поднимают вопрос о возвращении физических наказаний в школы. Причина этому – агрессивное, не адекватное поведение молодежи, выросшей в атмосфере крайней вседозволенности. Первый шаг в этом направлении сделали британцы, в чьих школах процветает не только плохое поведение, но и вошло в практику наушничество на учителей, следующие на очереди Тайланд и США.
В России применение физической силы по отношению к учащимся запрещено: учителя нарушающие данные правила, наказываются законом по всей его строгости. В стране активно ведется работа по предупреждению насилия, в том числе и в образовательных учреждениях, в частности создаются социальные ролики, призывающие отказаться от насилия, проводятся акции, ведется работа в школах и семьях.
Но у медали, как известно, две стороны, и борясь за права школьников, не забываем ли мы о правах учителей? Ведь как часто СМИ взрывают сообщения об избиении учащимися или их родителями педагогов. Сколько грязи выливают на головы этих людей, избравших такую трудную, но необходимую профессию, людей, посвятивших себя детям и школе. Совсем недавно я столкнулась со статьей, рассказывавшей об учительнице Хабаровского края, которая оскорбила и ударила на уроке шестиклассника, за что понесла дисциплинарное наказание. Возможно, этот поступок заслуживает порицания, но он дает нам стимул для размышлений. Может быть настало время спасать не детей, а преподавателей? Ведь законодательно защищены лишь школьники, а педагоги, по факту, в собственных школах не имеют прав. Но если вдуматься, то решение этой проблемы зависит не от государства, а от нас самих. Вернее от того как мы воспитываем подрастающее поколение, от того что мы закладываем в основу их самосознания – уважение к другим людям, гуманность и милосердие или самолюбие и гордыню.
В. Ключевский, знаменитый русский историк и педагог, писал: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». Любовь, взаимоуважение, гуманность – вот, что должно находиться в основе всякого образовательного процесса, и каждый ученик и учитель должны помнить об этом. Ведь только в атмосфере дружелюбия, заинтересованности и понимания, можно добыть бриллиант знаний.


Новости