Эксперимент журналиста, или один день в иконной лавке
Юлия Шутова13.01.2016
А помните, как в одном мультфильме, персонаж, толкая из сугроба «Запорожец», глубокомысленно изрекает: «Ничего, ничего! У нас зимой дороги такие и погода такая, что уже ездовые академики встречаются! Сам видел!». Так, что жизнь порой нам подкидывает различные роли, что уж говорить о журналистах, готовых, порой, примерить на себя самые неожиданные амплуа. Вот и заведующая службой информации газеты «Хабаровские вести» Ирина Троценко на один рабочий день стала распространителем в иконной лавке Преображенского собора Хабаровска.
Редакция портала «Самый Восточный» выяснила причины такого эксперимента.
Ирина, как пришла в голову идея стать на несколько часов именно "лавочницей"?
Церковная жизнь мне интересна. За работой лавочниц я наблюдала давно. В детстве попала в нелепую ситуацию в лавке одного из хабаровских храмов. Зашли с подружкой из любопытства, а в это время лавочница обнаружила, что у нее пропали какие-то деньги. И она тут же обвинила нас. Деньги она нашла — сунула в другое место просто. Извиниться даже не подумала, и осадок от этого происшествия остался у меня на несколько лет. В принципе, она могла бы совсем отбить охоту заходить в храмы, и, возможно, у других людей такие поступки лавочниц и вызывали отторжение. Я вот с тех пор старалась свести до минимума взаимодействие с лавочницами, чтобы не портили впечатление. Год назад, когда готовила репортаж про один день из жизни владыки Игнатия, побывала на планерке, где он как раз говорил о том, какая ответственность лежит на распространителях духовной продукции, и что для них решили организовать что-то вроде курсов повышения квалификации. Конечно, я зацепилась за это. И попросилась постоять за прилавком. Спасибо за такую возможность. Моя наставница Ирина - просто молодец: представляю, как она устала работать - людей было очень много, а еще и на вопросы мои отвечать. Которые ей вполне могли показаться детскими, но мне действительно было интересно.
Есть такая данность: ожидание и реальность. Что ожидали, а что получили на самом деле?
Всегда ждешь какого-то экшена, ну что-то вроде бесноватых или чего-то еще, что могло бы украсить материал. А, получили... Помню, что когда я уже домой пошла, в голове крутилась фраза: «адский труд». Но, конечно, так его назвать некорректно, но это, кажется, отражает его наиболее полно (Ирина смеется). Это смесь торговли и миссионерской деятельности. Причем, миссионерской больше. Люди идут не просто за свечками, а еще хотят пообщаться, получить ответ на вопрос. В какой-то момент возле лавки собралось столько народу, и все они что-то хотели: кому-то узнать срочно, как покрестить дитя, кому-то расписание служб и так далее. Вот от этого наплыва людей устать можно бесконечно. Как сказала моя подруга, прочитав материал: «Теперь я по-другому буду относиться к женщинам в церковных лавках. Я и не думала никогда, какой это труд».
Эксперименты журналистские над собой в Церкви будут продолжаться? Еще роли для себя наметили?
Эксперименты - самое приятное в нашей профессии. Обязательно попробую себя еще в каком-нибудь качестве. К примеру, скоро буду разливать в храме Крещенскую воду.