Хабаровск православный Журнал Миссионерские станы для российских корейцев на территории Приморья (конец 19 - начало 20 вв. )

Миссионерские станы для российских корейцев на территории Приморья (конец 19 - начало 20 вв. )

02.08.2006

Начало формирования корейской диаспоры на территории Дальнего Востока относится к 60-м гг. 19 в. С этого момента и до настоящего времени корейская диаспора накладывает свой, незаметный на первый взгляд, отпечаток на культурное и экономическое развитие региона, внося тем самым неповторимое своеобразие в его жизнь.

Основной причиной корейской иммиграции на территорию Приморского края во втор. пол. 19 в. стало тяжелое экономическое положение народа в тогдашней Корее, связанное с деспотизмом политического режима и аграрным перенаселением страны, усугубленное затем рядом стихийных бедствий. Массовый характер корейская иммиграция приобрела после усиления положения Японии в Корее, последовавшая в 1910 г. полная аннексия страны усилила масштаб иммиграции. По свидетельству известного философа-богослова, миссионера, синодального проповедника, протоиерея Иоанна Восторгова совершившего поездку по Дальнему Востоку и странам Азиатско-Тихоокеанского региона в 1909 г.: Корея «как политическое тело фактически не существует». На ее территории в большом количестве располагались военные предприятия Японии, население нескрываемо вытеснялось из страны, земли открыто отбирались и передавались Японии, школы закрывались, а в открывшихся японских школах запрещалось преподавание истории Кореи. Лишившись основного средства производства и существования - земли, спасаясь от политических репрессий и физической расправы корейцы устремлялись на территорию русского государства желая здесь обрести новую родину.

Именно массовый характер корейской иммиграции и их стремление обрести в России новую родину вызывало опасение и заботу русской администрации и православной церкви, вынужденных принять ряд мер, способствующих аккультурации и ассимиляции корейцев на территории Приморского края. Начало этой деятельности относится к 60-м гг. 19 в., когда святитель Иннокентий Вениаминов крестил первых корейских иммигрантов, живущих вблизи Новгородской гавани, на территории Посьетского участка. В 70-х гг. 19 в. возникают первые корейские приходы, а в с. Корсаковка на средства корейцев была построена первая церковь.

Одновременно создаются миссионерские станы, состоящие из нескольких сел с церквями, часовнями и школами. По данным Владивостокского Епархиального Комитета Православного Миссионерского Общества в 1913 г. на территории Дальнего Востока находилось 16 миссионерских станов: 10 с корейским населением и 6 с инородческим. Располагались они в 4-х районах: на территории Посьетского участка - 7; на территории Суйфунского участка - 3; на Камчатке - 5; на р. Уд - 1. В 1912 г. для работы с православными корейцами во Владивостокско-Камчатской епархии была учреждена кафедра викарного епископа Никольск-Уссурийского. Им стал начальник Русской Православной Миссии в Корее епископ Павел (Ивановский).

В 1913 г. корейские миссионерские станы характеризовались следующим образом:

- Адиминский миссионерский стан, возглавляемый миссионером иеромонахом Феодосием. Был открыт в 1900 г. Приход включал в себя 7 селений, протяженность стана состовляла до 50 верст. На территории стана находилась каменная церковь «прочная, утварью и облачением достаточная». Численность прихожан составляла около 2500 человек, инославных 25 и язычников 250.
- Зареченский миссионерский стан, возглавляемый Иоанном Толмачевым, был организован в 1903 г. Приход состоял из 8 селений. На территории стана находилась каменная церковь школа «утварью и облачением недостаточная». В 1913 г. в церкви был сделан ремонт. Прихожан 1500 человек, язычников 650 корейцев русско-подданных и 200 корейско-подданных.
- Корсаковский миссионерский стан, возглавляемый Романом Ким, существовал с 1873 г. Протяженность стана состовляла 10 верст. Приход включал в себя 2 села. На территории стана находилась церковь «деревянная, прочная, утварью и облачением достаточная». Число прихожан составляло 2000 человек, язычников - до 100.
- Корейская слободка во Владивостоке. Приход возглавлял катехизатор Покровской церкви Василий Огай. Приход существовал с 1912 г. К стану причислялись все корейцы, проживающие в городе. Число прихожан состовляло 1500 человек. На территории стана находилась деревянная церковь-школа.
- Краббенский миссионерский стан, возглавляемый миссионером Иеромонахом Кириллом, существовал с 1900 г. Состоял из 21 селения, протяженностью 40 верст. Имел каменную церковь-школу. Число прихожан составляло 1500, язычников до 500, а также на территории стана проживало до 50 сектантов.
- Монгугайский миссионерский стан, возглавлял Афанасий Шалабанов. Стан существовал с 1902 г. Имел церковь- школу. Число прихожан состовляло 400 человек, язычников 600.
- Пуциловский миссионерский стан, возглавляемый Архимандридом Аверкием был организован в 1891 г. Стан состоял из нескольких поселков и имел деревянную церковь. Прихожан было более 1000 человек, язычников 700.
- Синеловский миссионерский стан возглавлял Алексей Аксенов. Стан состоял из одного села, протяженностью 7 верст. Прихожан было более 1000 человек, язычников до 700. Стан существовал с 1891 г.
- Тизинхэнский миссионерский сан возглавлял Федор Пак. Приход состоял из нескольких поселков и имел свою церковь, требующую ежегодного ремонта. В с. Сухановка имелась своя часовня-школа. Число прихожан состовляло 1700 человек, язычников 200. Стан существовал с 1896 г.
- Янчихэнский миссионерский стан возглавлял Иеромонах Николай. Стан существовал с 1882 г. и состоял из 10 деревень. Количество прихожан равнялось 2000, язычников более 1000. На территории стана находился храм, освященный в 1913 г.


Церковь, Миссия