Хабаровск православный Журнал Объединяет вера. Специфика обучения в воскресных школах

Объединяет вера. Специфика обучения в воскресных школах

Игумен Петр (Еремеев)

22.10.2006

Приамурские ведомости: общественно-политическая газета: 21.09.2006

При многих храмах нашего города и края есть воскресные школы. Их учебные программы рассчитаны на год-два обучения. В основном воскресные школы посещают дети прихожан, начальный возраст — 7 лет. Но если условия школы позволяют, то берут даже и дошкольников. Дети и родители посещают разные группы. Занятия проводятся по воскресеньям.

Большинство родителей задаются вопросом: зачем вообще нужна воскресная школа? Мол, воскресные школы при храмах посвящены лишь изучению Закона Божия, чем это поможет ребёнку в жизни?

На эти вопросы отвечает гость нашей газеты игумен Пётр (Еремеев), проректор Хабаровской духовной семинарии:

— В наших воскресных школах мы в первую очередь стремимся научить детей вере, привить те мировоззренческие отправляющие ценности и принципы жизни, которые были свойственны в силу общей культуры нашим предкам, стараемся раскрыть всю глубину и красоту православного вероучения и богослужения. Знакомя детей с Законом Божьим, мы представляем православие не как систему запретов, а как позитивную программу их жизненной деятельности, которая способна наполнить существование истинным смыслом и содержанием, потому что основой православной христианской веры является любовь как сила, доминирующая в жизни людей и в их отношениях с Богом, и между собой.

Кроме обязательного предмета Закона Божия, в нашей школе дети получают знания и по основам вероучения, русской и мировой истории, русской словесности и культуре, потому что изучение богословия как такового без связи с этими предметами просто невозможно.

Помимо образовательной, воскресная школа выполняет и воспитательную функцию. И речь здесь идёт о нравственном воспитании, которого будет сложнее добиться без религиозной основы.

Жизнь простых людей во все времена была сложной и трудной. Но православная религия, в которой воспитывались наши предки, уже с детских лет формировала нравственный фундамент личности с позиций любви и милосердия.

Душа ребёнка требует примеров для подражания. Образец поведения человека содержится в Десяти заповедях и Нагорной проповеди. А знакомство с миром православных людей через чтение Священного Писания, Житий святых и подвижников церкви, через изучение истории Церкви и будет той почвой, на которой вырастет человек ответственный за себя и свои поступки.

Зачастую взрослые избегают разговоров с детьми о Боге, душе, чудесах, объясняя это желанием не засорять голову малыша какими-то сказками. Однако маленький ребёнок в силу особенностей своего психического развития не делит мир на «естественный» и «сверхъестественный»: и тот и другой являются для него реальными, а чудо вписано в распорядок дня. Необременённое детское сознание более восприимчиво к вышнему, небесному, добру, любви и милосердию… А Евангелие как раз и несёт в себе ту основу взаимоотношений людей между собой, на которой может быть построено здоровое общество.

Кто-то может подумать, что вот в такой школе забивают головы детям какими-то распятиями, постами, праздниками, но это уже совершенно другой вопрос, это вопрос веры и неверия.

Обычно неверие происходит из-за нежелания перемен, ведь встреча человека с Богом не остаётся для первого бесследной. Человек приходит к пониманию необходимости пересмотра своих жизненных ценностей и принципов, своих желаний и привычек. Вот этих перемен и боится человек, потому что менять своё мировоззрение и характер очень трудно. Почему многие люди отвергают Библию? Не потому что она противоречит себе, а потому что она противоречит им. Вера — это дар Божий, но этот дар, порой, трудно принять. Так что вопрос веры и безверия — принципиальный.

Раньше ребёнок воспитывался в вере Христовой с первых дней жизни, а сегодня нередки случаи, когда именно малыш приводит своих родителей в храм. Потому что дети, после посещения воскресной школы, начинают задавать вопросы. А если взрослый не готов ответить, то ребёнок ищет ответ сам. Однако качество такого ответа может быть угрожающим, не случайна же поговорка «свято место пусто не бывает». И вот когда родители, пытаясь ответить на вопросы малыша, обнаруживают не то чтобы религиозную, но даже историческую безграмотность, начинают думать, читать, задавать вопросы священнику. У православия есть своя философия, своё понимание человека, мира и Бога — понимание достаточно своеобразное, продуманное и логичное.

Дети, посещающие воскресную школу, погружаются в православную культуру, которая имеет некоторые требования и ограничения по отношению к поведению. Ребёнок этому внимает и начинает меняться. Но когда он приходит домой, а там происходят события, совершенно не соответствующие новому пониманию малыша, происходит диссонанс в жизни семьи. Так что, отдавая ребёнка в воскресную школу, родители должны понимать, что, если они предлагают детям знания о русской вере, религии и истории, то, естественно, это изменит их ребёнка. И изменит, я считаю, в лучшую сторону.

Вообще любое воспитание есть привитие ребёнку определённого мировосприятия и образа действий. Поэтому фраза «вырастет — сам разберётся» — это не формула заботы о ребёнке, а снятие с себя ответственности за его воспитание.

Ещё один немаловажный момент — организация досуга детей. Та прекрасная инфраструктура, которая существовала до 90-х годов, исчезла, детских творческих центров стало очень мало. Поэтому в воскресной школе обязательно проводятся уроки по шитью, лепке, рисованию и так далее. Кроме того, в воскресной школе есть класс церковного пения, которое тоже является частью нашей национальной певческой и вообще музыкальной культуры. Изучая творчество классиков музыки, писавших на тексты божественной литургии, изучая «обиход» (это когда поют не по нотам), дети соприкасаются с той культурой, которая недоступна всем их остальным сверстникам, к сожалению.

Архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк поставил перед нами задачу: создать при семинарии центр, который бы занимался организацией паломнических поездок, экскурсий в Петропавловский монастырь и по храмам города Хабаровска. Мы уже приступили к организации такого центра, экскурсионные маршруты разработаны, и я думаю, что скоро появится возможность не только у воспитанников наших воскресных школ, но и у других учебных заведений познакомиться с историей города и историей православия. Наши студенты семинарии или преподаватели будут их сопровождать.

Образно говоря, воскресная школа служит для детей своеобразным переходным мостиком, связывающим мирскую и церковную жизнь. Однако не нужно спешить. Если родители уже отдали ребёнка в воскресную школу, то пусть понаблюдают за ним: с каким настроением идёт ребёнок на занятия. Ведь очень важно, чтобы учёба в воскресной школе отвечала внутреннему стремлению ребёнка, а не только желанию родителей. Каждый ребёнок индивидуален, нельзя забывать, что он — тоже личность.

Анастасия РОМАНОВА


Общество