Хабаровск православный Журнал Приходские хроники самого северного храма

Приходские хроники самого северного храма

Информационный отдел Хабаровской епархии

16.07.2020

Охотск – это рабочий поселок на берегу сурового Охотского моря. Когда - то он являлся первым городом на Дальнем Востоке. Был заложен казаками. С начала XVIII века являлся отправным пунктом морских экспедиций, которые исследовали северную часть Тихого океана и открывали западное побережье Русской Америки. По этой земле ходил и покровитель края - святитель Иннокентий Московский. Сейчас здесь можно встретить эвенов, предков которых крестил равноапостольный владыка. А в семьях аборигенов хранятся иконы, написанные более 100 лет назад. Сияла куполами здесь и церковь Преображения Господня. В годы Советской власти святое место было разрушено. Однако люди воздвигли храм снова.

Отец Лавр-монах. Решением священноначалия отправлен служить на Север: поселок Охотск является одной из самых холодных точек Дальнего Востока. В чем заключаются особенности подобного труда?

По словам священника, он сначала поскорбел немножко: не молод и здоровье уже не то, но Господь всё обустроил. Главное послушание, если мы делаем послушание так у нас всё легко и получается.

Храм на суровом морском берегу начали строить в 2012 году. Тогда приход получил в дар от охотского землячества колокола: они были изготовлены в воронежской литейной мастерской. Через год на церкви уже засияли купола. Отец Лавр (Трухманов) – настоятель, он же - единственный в Охотске священник. В поселке до назначения бывал. Давно … будучи моряком.

Монашеский клобук батюшка носил не всегда: постриг принял после смерти супруги. Тогда кончину любимой пережил тяжело.

- Я думал, что готов к этому, - рассказывает священник. - Вроде уже в Церкви столько. 13 лет уже в Церкви был. Но не готов оказался. Бывало думал: что они там рыдают на кладбище? Когда самого коснулось: три года я сам рыдал. Готов был выть.

Теперь близки отцу Лавру радости, беды одиноких людей, близки и - семейных.

О своих прихожанах отзывается с отеческой теплотой:

-  Приход здесь можно сказать – многонациональный. В храм ходят и русские, и украинцы, и коренные жители – эвены. Здесь люди особые, они как бы такие же, как и везде, но здесь какое-то особое настроение. Долго присматриваются, но если уже полюбили, то всё, своим становишься. У нас, у русских, у славян, почему–то потеряли мы многодетность.   А вот эвены, они на одном ребёнке не останавливаются, нам бы вернуться к этому. Для себя хотим пожить, а для другого жить - это же подвиг.

От Хабаровска до Охотска более тысячи трехсот километров. Жизнь здесь – для сильных духом. На все лето солнечных деньков раз-два и обчелся. В июле батюшка ходит в зимней обуви. Климат для него – непривычный. Он – из теплых мест: сначала жил на Кубани, потом в Приморье.

Вода в поселке привозная: поэтому иметь душ считается роскошью. А если сломается водовозка – вообще бедствие. Цены на продукты кусаются: так, в магазинах можно встретить бананы по 420 рублей, молоко по 300 за литр. Ведь скоропортящееся можно доставить сюда лишь авиацией. Отец Лавр не унывает. С Божьей помощью осваивает экстремальное земледелие. Зато край богат рыбой. Так, селедку отцу Лавру море выбрасывает едва ли не на огород. Такую охотчане подбирают и используют … в качестве удобрения. Перенял опыт и батюшка.

Батюшка служит не только здесь. Его приездов ждут в соседних селах: в радиусе 130 километрах. Добраться туда порой туда нелегкою. Например, в село Иня доехать можно только   по зимнику. В дороге можно застрять, да замерзнуть в снегу.

Что же касается храма Преображения Господня в Охотске, то здесь не только совершаются Богослужения. После литургии прихожане пьют чай, общаются. Действует и воскресная школа. Правда в связи с карантинными мерами по короновирусу дети пока за учебой вместе не собираются.

Охотчане любят свой храм. Вот сейчас собирают средства на образа для иконостаса. Пока здесь представлена литография, а желают – писаные. Их хотят заказать мастеру-монахине, которая живет под Москвой. Отец Лавр считает здешних учителей, медицинских работников подвижниками. Есть люди, которые приезжают работать вахтовым методом. Батюшка признается, хоть поначалу ему было здесь и тяжело, сейчас служить в Охотске намерен до гробовой доски, коли священноначалие благословит. Верующие в таких краях, если принимают пастыря, то отъезд его воспринимают болезненно. Отец Лавр признается, приход в суровом крае стал для него родной семьей.

 



Новости, Викариатство