Современный оккультизм на российской территории Дальнего Востока
Сердюков Ю.М.14.11.2006
В последнее время культурную жизнь нашей страны буквально захлестнула невероятно активная деятельность разномастных астрологов, «мистиков», «магов», «колдунов», «ясновидящих», «шаманов» и прочих представителей паранауки и оккультизма.
Прикрываясь благовидными предлогами, обещая исцеление от всевозможных недугов, спасение от неудач, защиту от врагов и точное предсказание грядущих событий, подавляющее большинство практикующих «эзотериков» на самом деле ставит перед собой лишь одну цель – получение денег.
Преобладание экономических интересов над интересами этическими и познавательными лишило современные формы магии, мантики (гадание) и мистицизма их изначальной сути, превратив в действенные инструменты наживы. В сложившейся на рубеже тысячелетий социально-экономической ситуации умелое применение псевдонаучных и даже псевдомагических методик обеспечивает высокий доход, но не имеет ничего общего со стремлением к истине.
Понятно, что основной причиной широкого распространения указанных явлений в современной российской культуре стало не бессилие науки, с каждым днем увеличивающей свою предсказательную, описательную и преобразующую мощь, а ситуация неопределенности, в которой оказалась часть населения СССР в результате распада страны, краха прежней идеологии и череды экономических кризисов.
И если для одних людей сложная ситуация явилась действенным фактором саморазвития, раскрепощения и мобилизации душевных и физических сил, то у других все складывается иначе. Постоянная неуверенность в завтрашнем дне, экономические и политические спекуляции правящей элиты, несбывшиеся мечты о «светлом будущем», лишили их веры и в собственные силы, и в официальную идеологию. Потеряв надежду на счастье в мире реальном, они обратились в поисках опоры к миру «сверхъестественного», эклектически соединяя во вновь обретенной вере элементы мировоззрения и культа различных конфессий. В сознании таких людей приверженность к традиционным религиям самым причудливым образом дополняется доверием к «белым» и «черным» магам, астрологам, экстрасенсам и шаманам.
Другим фактором, обусловливающим широкую популярность современных интерпретаций магии, мантики и мистицизма, стало акцентирование в философии и методологии науки исторического характера научного знания. Действительно, научное знание не абсолютно, оно исторично, а потому относительно. Но, утверждая это, следует помнить, что даже в примитивных культурах находящийся в здравом уме и твердой памяти абориген, обращался к магии только тогда, когда его интеллектуальные способности и арсенал технических средств оказывались недостаточными для решения каких-либо практических задач. Сейчас же многие интеллектуалы, находясь под влиянием сложившейся на рубеже веков «ситуации постмодерна», не затрудняют себя ознакомлением с научными способами решения различных теоретических и практических задач и не вникают в проблематику методологии научного знания. Вместо этого они предпочитают идти по более легкому пути, полагая в равной степени достоверными научное и ненаучное знание и воскрешая теорию двойственной истины, в рамках которой без особого труда находят свое объяснение самых разных феноменов реальности.
Конечно, в современных условиях даже весьма грамотные и квалифицированные специалисты могут компетентно судить лишь о небольшом круге вопросов. Сейчас просто невозможно одинаково глубоко разбираться, например, в современных методах прогнозирования, квантовой механике, биологии, истории и психологии. Даже на простое знакомство с новыми идеями и разработками приходится затрачивать массу энергии и сил. Гораздо легче, не углубляясь в естественные причины сущего и не затрудняя себя усвоением специальных знаний, довольствоваться более простым и потому более понятным объяснением. Его и предлагают различные формы паранауки и оккультизма, сводя всю совокупность реальных, возможных и просто предполагаемых феноменов к постулируемым гипотетическим основаниям.
О месте, занимаемом паранаукой и оккультизмоми в современном российском обществе и о степени их влияния на наших соотечественников, позволяют судить многие факторы, в том числе и данные, полученные в процессе реализации проекта Российского гуманитарного научного фонда «Философско-психологическое и информационно-аналитическое исследование российского неооккультизма (на материалах гг. Москвы, Хабаровска и Петропавловска-Камчатского)»[1].
Из всего комплекса, проведенных в рамках проекта мероприятий, следует выделить статистический анализ рынка парауслуг в г. Петропавловске-Камчатском и проведенное там же исследование общественного мнения, дающих представление об оккультизме в среднем российском городе[2].
В результате изучения пяти наиболее популярных газет, вышедших в Петропавловске-Камчатском за период с 1994 по 2002 год[3] было выявлено 1369 объявлений, содержащих предложение 6476 оккультных услуг различного характера. Судя по частоте упоминаний, наиболее востребованными среди них являются медицинские услуги (2047 предложений), предсказание грядущих событий (1416 предложений) и любовная магия (1300 предложений) [4].
Диапазон всех названных областей приложения магических талантов чрезвычайно широк и разнообразен. Например, в парамедицине он простирается от понятных и вполне стандартных предложений вроде излечения гнойных заболеваний и язв, до изгнания энергетических сущностей и ликвидации некротических привязок[5]. Для излечения заболеваний предлагаются самые различные методы – от лечения травами и старинными заговорами до диагностики и лечения по фото и биоэнергетического лечения. Не менее любопытен арсенал современных прорицателей. В нем, наряду с уже не вызывающими у нас удивления астрологией и предсказаниями по картам, встречаются тибетские гадания, Хафиз и определение кармы[6]. Любопытна также любовная магия, где возвращение в семью и нейтрализация соперниц (методы не уточняются), соседствуют со снятием венца безбрачия и чужого приворота[7].
Однако область парауслуг отнюдь не ограничена лечебной, прогностической и любовной магией. Помимо названного, она включает множество разнообразных предложений, охватывающих практически все существенные сферы деятельности человека. Маги и чародеи предлагают отвод от могилы и наказание обидчиков, помощь в суде и бизнесе и спасение от тюрьмы, обещают власть над временем и изгнание нечистой силы, снятие всех видов колдовства и усиление жизненных энергий, учат ставить защиту от злобы, ненависти, магических нападений, проводят замеры, очищение и активизация энергоцентров и биополей и т.д., и т.п.[8] И как только не называют себя камчатские адепты оккультизма! В их рядах белый медиум соседствует с биоэнергетиком, ведун - с ведущим экстрасенсом Украины, опытная ворожея - с мастером космоэнергетики, а парапсихолог-целитель - с выпускником Московской Духовной Академии Космических Знаний «Вечность»[9].
Многие из них ведут весьма активную предпринимательскую деятельность. Анализ объявлений в средствах массовой информации и объявлений на остановках позволяет предположить, что в городах Петропавловск-Камчатский и Елизово на момент проведения исследования действовало не менее 200 представителей оккультизма[10], из которых 58 постоянно рекламировали свою деятельность в газетах. Путем выборочного контроля (20 объявлений из 58, случайная выборка, 1 месяц наблюдений в течение всего рабочего дня) было выявлено, что в среднем, за один год к оккультисту, дающему объявление в СМИ, обращается 144 человека[11]. Стоимость одного посещения варьировалась в зависимости от вида услуги и составляла, по приблизительным подсчетам, 500 рублей. В среднем же один человек, пользующийся парауслугами, расстается с суммой в 1500 – 2000 рублей, т.к. однократным посещением дело не ограничивается, и кроме стоимости услуги клиент отдает деньги за «обереги», талисманы, различные письменные рекомендации и наставления и т.п.[12] Следовательно, за три года только к представителям неооккультизма, регулярно дающим объявления в СМИ (58 человек) за три года обратилось около 25000 человек[13], оставивших в их карманах, по весьма скромным подсчетам, тридцать семь миллионов пятьсот тысяч рублей, что значительно превышает сумму в один миллион долларов США. И это только в одном, далеко не самом большом и богатом городе России, всего за три года, и без учета огромного «теневого» рынка парауслуг!
Как же относятся наши сограждане к деятельности представителей оккультизма? Для ответа на этот вопрос в г. Петропавловске-Камчатском было проведено социологическое исследование[14]. В нем приняли участие 50 респондентов, из них 30 женщин и 20 мужчин, в возрасте от 18 до 74 лет, с различным уровнем образования, представляющие различные слои общества. Им было предложено ответить на пять вопросов, с шестью вариантами ответа в каждом.
На первый вопрос: «верите ли Вы в эффективность действий представителей неооккультизма» 30% опрошенных ответили отрицательно; 14% - верят безоговорочно, а 48% - верят, но считают эффективными действия только некоторых представителей неооккультизма. Один человек никогда не задумывался об этом. 6% опрошенных начинают верить попав в экстремальные жизненные ситуации. Свой вариант ответа не дал никто из опрошенных. Таким образом, в зависимости от обстоятельств, 68% опрошенных, так или иначе, верят в эффективность действий представителей неооккультизма.
На второй вопрос: «прибегали ли Вы к услугам представителей неооккультизма» первый вариант ответа «часто» не дал никто; «никогда не прибегали к их услугам» – 42% опрошенных; «хотели, но не обращались» – 6%; один человек практикует сам; 8% опрошенных обращались к оккультистам один раз и 42% - иногда. Следовательно, 50% опрошенных прибегали к услугам оккультистов.
На третий вопрос: «укажите мотивы Вашего обращения к услугам пред-ставителей неооккультизма», 44% опрошенных дали свой вариант ответа, из которых: 2% - «по настоянию матери»; 6% - «по болезни»; 36% - «не обращались». Вариант ответа: «из любопытства», дали 24% принимавших участие в анкетировании. Достаточно большое количество опрошенных – 20%, обращались к услугам оккультистов от безысходности. 8% - не смогли объяснить свои мотивы. Вариант: «это модно», не дал никто. Следовательно, мотивы обращения к услугам представителей неооккультизма достаточно разнообразны.
На четвертый вопрос: «услуги каких представителей неооккультизма Вы считаете эффективными» более половины анкетируемых (50,8%) ответили, что считают эффективными услуги целителей (знахарей); услуги гадателей – 15,4%; экстрасенсов – 7,7%; магов (колдунов) – 6,2%; астрологов – 12,3%. Пять человек предложили свой вариант ответа: никого – 3 человека; честных – 1 человек; у кого действительно есть дар – 1 человек. Из полученных данных видно, что особой популярностью пользуются – целители (знахари).
На пятый вопрос: «как Вы относитесь к представителям неооккультизма» своё негативное отношение высказали – 14% опрошенных, из них 10% считают практикующих оккультистов шарлатанами; один человек относиться к ним настороженно; нейтрально относятся – 48%; 36% дали представителям неооккультизма положительную оценку, из них 14% считают, что оккультисты действительно помогают в решении проблем. В целом, отношение к оккультистам не носит негативного характера.
Все вышеперечисленное послужило основанием для следующих выводов.
– Большинство респондентов верят в эффективность действий представителей неооккультизма.
– Около половины респондентов когда-либо обращались к услугам представителей неооккультизма.
– Основная часть респондентов обращается за помощью к представителям неооккультизма не из праздных чувств, а для решения конкретных проблем, прежде всего медицинских[15].
Приложение
Таблица 1
Количество объявлений об оккультных услугах
в газетах г. Петропавловска-Камчатского с 01.01.1994 по 01.03.2002
Название газеты |
Количество объявлений |
|||||||||
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
Всего |
|
Вести |
11 |
36 |
14 |
10 |
7 |
5 |
24 |
29 |
|
136 |
Вести+ТВ |
|
|
|
|
21 |
1 |
28 |
75 |
|
125 |
Городская газета |
|
|
|
|
|
1 |
44 |
21 |
|
66 |
Камчатское время |
|
|
|
|
|
|
9 |
8 |
|
17 |
Тройка |
|
|
|
72 |
175 |
213 |
310 |
213 |
42 |
1025 |
Итого |
11 |
36 |
14 |
82 |
203 |
220 |
415 |
346 |
42 |
1369 |
Таблица 2
Лечебные оккультные услуги, предлагаемые в г. Петропавловске-Камчатском
Название |
Количество упоминаний |
Биоэнергетическое лечение. |
4 |
Диагностика без анализов |
1 |
Диагностика и лечение по фото. |
25 |
Диагностика и снятие магических воздействий. |
34 |
Заболевание некротических привязок. |
10 |
Здоровье. Избавление от болезней и недугов (молитвами, иконами и заговорами). |
108 |
Изгнание энергетических сущностей. |
11 |
Исцеление души. |
5 |
Курс омоложения колдовством. |
2 |
Лечебно-оздоровительные сеансы. |
2 |
Лечение гнойных заболеваний и язв. |
8 |
Лечение головных болей |
2 |
Лечение грыжи. |
2 |
Лечение женских заболеваний, мастопатии, бесплодия. Беременность. |
84 |
Лечение заикания. |
4 |
Лечение импотенции |
58 |
Лечение кожных заболеваний. |
9 |
Лечение наркомании |
5 |
Лечение нервных заболеваний, стрессов |
70 |
Лечение ожогов. |
1 |
Лечение онкологических заболеваний. |
7 |
Лечение органов пищеварения |
2 |
Лечение остановки роста. |
1 |
Лечение простатита, мужские проблемы |
7 |
Лечение рожистых заболеваний |
43 |
Лечение сахарного диабета. |
3 |
Лечение старинными заговорами. |
20 |
Лечение травами. |
57 |
Лечение хронической усталости. |
1 |
Лечение экземы |
8 |
Лечение энуреза. |
2 |
Лечение эпилепсии. |
1 |
Массаж (Тибетский). |
4 |
Определение и снятие испуга молитвами, заговорами, отливанием воском |
68 |
Определение и снятие наговоров молитвами, заговорами, отливанием воском |
7 |
Определение и снятие порчи молитвами, заговорами, отливанием воском |
705 |
Определение и снятие проклятий молитвами, заговорами, отливанием воском |
117 |
Определение и снятие родового проклятья молитвами, заговорами, отливанием воском |
53 |
Определение и снятие сглаза молитвами, заговорами, отливанием воском |
240 |
Очищение крови |
8 |
Постановка программы на благоприятный исход операции. |
8 |
Психологическая помощь |
3 |
Снятие алкогольной зависимости |
47 |
Снятие лишнего веса |
2 |
Снятие страха молитвами, заговорами, отливанием воском |
6 |
Снятие табачной зависимости |
3 |
Сращивание костей. |
5 |
Урология. Лечение почек. |
4 |
Фэн-Шуй и литотерапия. |
6 |
Целительство. |
18 |
Чистка и лечение позвоночника. Лечение остеохондроза и сколиозного горба. |
9 |
Таблица 3
Прогностические оккультные услуги, предлагаемые в г. Петропавловске-Камчатском
Название |
Количество упоминаний |
Астрология. Астрологические предсказания. Астрологический прогноз. |
28 |
Все виды гадания. |
56 |
Гадание (предсказание) на картах |
137 |
Гадание (судьба, предсказания, потенциал жизни) по руке, знаки руки, хиромантия. |
170 |
Гадание на кофейной гуще |
1 |
Гадание на скандинавских Рунах |
51 |
Гадания (без конкретизации). |
517 |
Гадания простые. |
21 |
Гороскопы. Персональный прогноз. |
36 |
И-Цзин. |
2 |
Новогодние гадания и предсказания |
2 |
Нумерология. |
1 |
Определение кармы. |
3 |
Предскажу судьбу ясновиденьем. Ясновидение. |
7 |
Предсказания (гадания) на картах Таро |
338 |
Просмотр ситуаций. |
11 |
Сны. |
12 |
Тибетские гадания. |
8 |
Хафиз. |
2 |
Таблица 4
Виды любовной магии, предлагаемой в г. Петропавловске-Камчатском
Название |
Количество упоминаний |
Брак. |
18 |
Верну любовь. |
129 |
Возврат в семью. Сохранение и укрепление семьи. |
62 |
Возврат прочных любовных и семейных отношений. |
30 |
Возвращение любимых. |
71 |
Зачитываются заговоры от одиночества. Печать одиночества. Избавление от одиночества. |
32 |
Магия любви. Любые виды любовной магии . |
31 |
Накажу любовницу. |
15 |
Нейтрализация соперниц. |
15 |
Обряды на полное прекращение измен. |
15 |
Отвороты. |
50 |
Приворожит. |
27 |
Привороты. |
261 |
Решение любовных проблем. |
48 |
Снятие венца безбрачия. |
44 |
Снятие неудачи в любви |
62 |
Снятие чужого приворота (лично по фото, вещам, фантому). Снимаю приворожки. |
30 |
Соединение любимых |
76 |
Таблица 5
Прочие виды оккультных услуг, предлагаемые в г. Петропавловске-Камчатском
Название |
Количество упоминаний |
Бизнес. Помощь в бизнесе. Поддержка бизнеса и бизнес - консультации. Бизнес поездки. Раскрутка бизнеса. Бизнес – удача. |
165 |
Биополе. |
1 |
В совершенстве владеет чёрной, белой и красной магией. |
1 |
Власть над временем. |
10 |
Все виды колдовства. Колдовство. Вуду. Колдовство Вуду. |
116 |
Всем, кто изучает работы Блаватской, Рерихов, Бейли, Андреева и др состоится встреча. |
1 |
Деньги. Материальное благополучие. Благосостояние. Возврат долгов. |
91 |
Древнейшая , деревенская, мощная, сильнейшая чёрная магия. Магические воздействия. |
33 |
Заговоры и импульс на женскую привлекательность. |
4 |
Зачитываю заговоры на благополучие. |
2 |
Защита. Ставлю защиту. Постановка мощной, реальной защиты. Энергозащита. |
72 |
Изгнание нечистой силы. Экзорцизм. |
14 |
Консультации. Диагностика. Ответы на вопросы. |
20 |
Магия (без конкретизации). Все виды магической помощи. Магия успеха. Снятие всех видов колдовства. |
93 |
Молитвы. |
2 |
Набор в группу по усилению жизненных энергий. Научитесь ставить защиту от злобы, ненависти, магических нападений. Проводятся замеры, очищение и активизация энергоцентров и биополей. |
2 |
Наказание обидчиков. |
17 |
Неудачи в делах. |
66 |
Неудачи. Снятие и разрыв круга неудач. Помощь при неудачах. Во власти магии повернуть колесо судьбы. Снятие невезений. Снятие жизненных неприятностей. |
47 |
Обретение смысла жизни. Врата жизни. |
2 |
Обучение – биоцелительство, энергозащита, магия, экстросенсорике, биоэнергетике, высшей магии |
14 |
Отвод от могилы. |
2 |
Откроет жизненную дорогу. |
1 |
Отливание воском. |
3 |
Поездки. Работа. |
38 |
Помогу в суде. Спасу от тюрьмы. |
17 |
Помогу тем, кому не помогли. Решение всех проблем. Помощь в бедах. Работа со сложными случаями. |
113 |
Помощь в торговле. Чистка товаров. |
98 |
Порча. |
60 |
Прерву чёрную полосу. |
12 |
Прерывание некротических связей. Снятие людской злобы. |
9 |
Работа с детьми. |
9 |
Работа с иконой. |
2 |
Работа со сложными случаями. Реальная помощь в трудных ситуациях. |
12 |
Решение личных проблем. |
13 |
Решение проблем. |
7 |
Ритуальная, обрядовая магия |
7 |
Сглаз. |
14 |
Семья. Решение семейных проблем. Мир в семье. |
140 |
Смерть. Ненависть. |
3 |
Сниму любое негативное влияние. Работа с любыми негативными воздействиями. |
43 |
Снятие бед. |
3 |
Снятие кармических долгов. Коррекция кармы. Снятие кармы. |
14 |
Судьба. Коррекция судьбы. |
49 |
Счастье. |
42 |
Тайна третьей библии на сайте. |
10 |
Талисманы. Обереги. Амулеты. |
144 |
Удача. Ритуалы, обряды, заговоры на удачу и успех. Фэн-Шуй – ваша удача. |
209 |
Услуги биоэнергетика. |
1 |
Услуги домработницы. |
4 |
Успокою ваших мёртвых. |
2 |
Устраним негативную энергетику в квартире. Энергетическая и биоэнергетическая чистка квартир, помещений. Снятие порчи и зла с квартир. |
151 |
Устраним негативную энергетику в офисе. Энергетическая и биоэнергетическая чистка офисов. Снятие порчи и зла с офисов. |
38 |
Устраним негативную энергетику с машин. Энергетическая и биоэнергетическая чистка машин. |
17 |
Фэн-Шуй. |
5 |
Характеристика любого человека без его присутствия. |
15 |
Таблица 6
Самоопределение представителей современного оккультизма
в г. Петропавловске-Камчатском
Название |
Количество упоминаний |
12 лет магии |
3 |
Адепты магии |
84 |
Белый медиум |
5 |
Биоэнергетик |
4 |
Ведун |
21 |
Ведущий экстрасенс Украины, магистр белой магии |
6 |
Ворожея |
4 |
Выпускник Московской Духовной Академии Космических Знаний «Вечность» |
1 |
Высоко профессиональный специалист |
2 |
Высшая магия |
29 |
Дар по наследству |
10 |
Деревенское колдовство |
1 |
Духовная целительница |
4 |
Духовный целитель |
18 |
Знание это сила |
4 |
Колдунья по наследству |
2 |
Космоэнергетика |
7 |
Любовная магия |
232 |
Любовная магия Потомственная ведунья |
9 |
Магистр белой магии |
7 |
Магистр магии |
97 |
Магия добра на основе работы с космическими потоками |
3 |
Магия тайных учений |
13 |
Мастер – космоэнергет Обладатель ста космических потоков |
1 |
Мастер космоэнергетики |
2 |
Мастер любовной магии Потомственная ворожея |
34 |
Народный целитель |
13 |
Народный целитель – экстрасенс |
5 |
Народный целитель, магистр белой магии |
2 |
Опытная ворожея |
1 |
Опытная знахарка |
1 |
Опытный мастер космоэнергет |
1 |
Парапсихолог-целитель |
1 |
Потомственная ведунья |
5 |
Потомственная ворожея |
52 |
Потомственная ворожея Элитная магия |
4 |
Потомственная духовная целительница |
7 |
Потомственная колдунья |
48 |
Потомственная колдунья, мастер колдовства Вуду |
2 |
Потомственная целительница |
16 |
Практическая магия |
1 |
Психосуггестолог – маг |
1 |
Транс-оператор |
1 |
Ученица Лонго |
2 |
Хиромант-психотерапевт |
2 |
Целительство ворожеи |
2 |
Человек-рентген |
1 |
Экстрасенс международной категории |
1 |
Элитная магия |
33 |
[1] Проект № 02-03-00073 а.
[2] Петропавловск-Камчатский интересен тем, что здесь диапазон культурной жизни, простирается сейчас от традиционных представлений коренных народов Камчатки, до сохранивших высокий интеллектуальный потенциал научно-исследовательских институтов ДВО РАН.
[3] Таблица 1.
[4] Михеева М.Е., Ляшук А.В. К проблеме исследования российского неооккультизма / Актуальные проблемы познавательной активности субъекта. – Петропавловск-Камчатский, Издательство КГПУ, 2002. – С.80.
[5] Таблица 2.
[6] Таблица 3.
[7] Таблица 4.
[8] Таблица 5.
[9] Таблица 6.
[10] На самом деле их число значительно выше, т.к. сюда следует добавить т.н. «гастролеров» и оккультистов, не рекламирующих свою деятельность, а работающих «по цепочке».
[11] Трухачев А.Ю. К вопросу о возрождении оккультизма / Проблемы теории познания. Выпуск 1. – Петропавловск-Камчатский, Издательство КГПУ, 2003. – С.65.
[12] Там же, с.66.
[13] Там же.
[14] См.: Михеева М.Е., Кошкарева С.Г. Отношение к неооккультизму жителей города Петропавловска-Камчатского (по материалам пилотажного социологического исследования) // Вестник Камчатской региональной ассоциации «Учебно-научный центр». Серия «Гуманитарные науки». – 2003. - №1. – С.55-58.
[15] Там же.
Об авторе:
Сердюков Юрий Михайлович, доктор философских наук, профессор кафедры «Философия» Дальневосточного государственного университета путей сообщения