Хабаровск православный Журнал Великий покаянный канон святого Андрея Критского: семь фактов

Великий покаянный канон святого Андрея Критского: семь фактов

Информационный отдел Хабаровской епархии

13.03.2016

Великий Пост! Время духовного пути, цель которого перенести нас из обыденной реальности в иную сферу человеческой жизни. И «тон» этому пути задает покаянный канон Андрея Критского. Значение и цель Великого Канона именно в том и состоят, чтобы явить нам грех и тем самым привести нас к раскаянию. С некоторыми интересными фактами этого великого по своей силе произведения редакция портала «Самый Восточный» решила познакомить своих читателей.

Факт первый

Канон разделен на четыре части, состоит из  250 тропарей и читается за Великим Повечерием, вечером, в первые четыре дня Поста. Святой Андрей очень образно переплетает великие библейские образы с исповеданием грехов и раскаянием. Удивительно, что исторические события, связанные с грехом, воспринимаются каждым, как нечто личное, созвучное покаянию каждого здесь и сейчас.

Факт второй

Во время жизни преподобного Андрея Критского самого понятия «канон» еще не было; его творение, которое мы знаем как Великий канон, называлось стихирой или «стихами святоградца», а также «последование песней святоградца».

Факт третий

Ирмосы песней в их современном звучании присоединил позднее преподобный Иоанн Дамаскин, а тропари в честь преподобной Марии Египетской и самого преподобного Андрея написаны также позднее преподобными братьями Феодором и Иосифом Студитами при приведении ими в порядок Триоди.

Факт четвертый

По одной из версий  -  это был покаянный труд перед смертью, «покаянная автобиография». Вариантом причины написания Великого канона могло быть личное раскаяние преподобного Андрея в связи с участием в лжесоборе 712 г. Однако, следует признать, что если Великий канон святого Андрея Критского и является его «покаянной автобиографией», то «его преподобный автор, несомненно, думал и о душах человеческих, как пастырь и епископ, располагая верующих во Христа к спасительному и животворному покаяние в дни Великой Четыредесятницы».

 

Факт пятый

На Руси преподобный Андрей Критский был известен и почитался уже в самые ранние годы. Но с конца XVI в. и на протяжении XVII, XVIII и XIX вв. в России распространяется «Повесть об Андрее Критском», в которой преподобный представлен не как подвижник, а напротив, – как великий грешник. Автора этого апокрифического повествования не смутило то, что речь идет о святом муже. Конечно, житие преподобного Андрея не имеет ничего общего с «Повестью», которая переносит действие в полусказочный и вневременной «град Крит». Единственным связующим звеном обеих «биографий» Критского архиепископа оказывается Великий канон: в «Повести» говорится, что Андрей пишет его во время покаяния в погребе. «Повести», однако, пользовалась популярностью – сохранилось более пятидесяти ее списков.

Факт шестой

На первый взгляд может показаться, что в Каноне почти выдерживается хронология Библейских событий, но это не совсем так. Библейские аналогии соотносятся у Андрея Критского с состояниями человеческой души, и сказания Ветхого Завета в устах преподобного полны раздумья над сущностью человеческих дел; с большой глубиной, состраданием и любовью предносятся, предлагаются эти раздумья кающейся душе.

В целом придерживаясь хронологии, Преподобный находит необходимым вновь и вновь повторять внутренний урок того или иного уже изложенного факта: сказав вначале о преступлении первозданного Адама, он возвращается позднее к мысли о создании человека Богом, чтобы, размышляя о величии человека, убедить, склонить его к покаянию. Также в самых первых песнях присутствуют и новозаветные отступления.

Факт седьмой

За Великий пост канон читается дважды — по частям с понедельника по четверг первой седмицы и полностью в среду на пятой неделе — Мариино стояние.



Человек, Вера