«Не сошлись характером»: повод к разводу или отказу от эгоизма?
Иерей Олег Селезнев24.04.2013
Все чаще в последнее время к священнослужителям на приходах обращаются мужчины и женщины с вопросом, который звучит довольно странно: «А как нам «развенчаться» с бывшим (ей) супругом (ой)?». При этом они пускаются в длительные объяснения, рассказывая о том, почему расторгают семейные узы. Как правило, все сводится к обвинениям одной из сторон в мыслимых и немыслимых проступках. На вопрос, а что такое Венчание и какова роль этого события в их жизни, многие отвечают, что это всего лишь красивый обряд и дань старинным традициям.
Конечно, большинство просителей люди невоцерковленные, и нет ничего странного в их ответах, но, к сожалению, немало и тех, кто регулярно посещает богослужения и причащается Святых Христовых Тайн. После такого общения остается неприятный осадок, сознание, что так, без должного трепета и благоговения, они относятся к своему союзу, возведенному самим Господом в достоинство Таинства. Ведь Бог, Который есть Любовь, сотворивший человека из любви, призвал к любви каждого из нас. Поэтому взаимное чувство мужчины и женщины становится образом нерушимой любви, какой Создатель любит человека. В послании к Ефесянам апостол Павел пишет: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова…» (Еф. 5 25-26). Венчание соединяет души двух людей и бесповоротно меняет их жизнь, как духовную, так и мирскую. Брак не может быть понят и как естественное удовлетворение физиологических или душевных потребностей человека.
Православное учение о браке утверждает, что настоящий православный брак - есть Таинство, то есть событие духовное, принадлежащее к духовной реальности, к духовному бытию. В этом Таинстве подается благодать Божия для духовного единства и благословенного рождения и воспитания детей. Вступая в брак, каждый из супругов должен забыть о своем эгоизме, и в тоже время помнить о тех обещаниях, которые они дали друг другу перед Богом. Конечно, нормы канонического права предусматривают возможность расторжения церковного брака, но при таких обстоятельствах оправдание «не сошлись характерами» не выдерживает никакой критики. Сам Христос в беседе с фарисеями сказал: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает». (Мф. 19, 6). Господь настаивал на изначальном замысле о нерасторжимости брачного союза между мужчиной женщиной. Тем самым отменяя попущения иудеям, упоминавшиеся в ветхозаветные времена. Разрыв семейных отношений освященных Церковью является серьезными нарушением естественного закона. Это самоуверенная попытка расторгнуть соглашение, заключенное супругами, обещавшими нести тяготы друг друга до самой смерти. Такое легкомысленное отношение к браку становиться оскорблением Таинства брака. Раскол в семье, как в церковном, так и в гражданском браке, всегда приводит к тяжким последствиям. Страдает супруг, которого покинули, страдают и дети, которые получают психологическую травму, переживая разрыв между родителями. Конечно, в жизни не бывает все просто, но взваливать вину только на одного из супругов нельзя. Необходимо задать себя вопрос, что я сделал для того, чтобы сохранить свою семью? И если супруги искренне веруют в Бога и любят друг друга, благодать, полученная ими в Таинстве Брака, спасет и сохранит их союз. «Бог есть любовь» - говорит нам апостол, а любовь все побеждает.