Хабаровск православный Журнал Православие как основа русской педагогики

Православие как основа русской педагогики

Маслов Н.В.

08.11.2006

Проблема воспитания подрастающих поколений сегодня является главной для России. Ее приоритет осознается педагогами, родителями, общественными и государственными деятелями. Эта проблема является центральной во все времена для всех государств и народов, потому что от ее решения зависит их будущее –благополучие и процветание или «мерзость запустения».

К сожалению, педагогическая мысль до сих пор уделя­ла неоправданно мало внимания тем живительным силам и основам, на которых веками строился воспита­тельный идеал Православия, тем целям, задачам, принципам, методам и средствам, которыми он осу­ществлялся.

В традиционном христианстве существует собственное по­нимание воспитания и образования, выработанное много­вековым опытом и основанное на библейском видении человека и мироздания в целом, на учении о спасении.

В Библии сформулировано главное правило воспитания. Это всеобъемлющее наставление звучит в обращении Бога к Аврааму: «Заповедай сынам своим сохранять пути Господни, творить правду и суд». Словами святителя Московского Филарета его можно выразить так: давай детям воспитание благочестивое и нравственное, сообразное с Законом Божиим.

Система христианского воспитания формируется с пришествием Христа. Его сущность, цель, принципы, содержание и методы отражены в трудах отцов и учителей Церкви, которые по праву считаются лучшими педагогами.

Святые отцы выделяют три состояния человека: естественное, нижеестественное, сверхъестественное. Русский святитель Игнатий Брянчанинов называет эти состояния соответственно: по сотворении человека (до грехопадения), по падении и по искуплении. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) уже в ХХ веке определяет их, как богоданное (райское), греховно-падшее, искупительно-благодатное.

Православная педагогика опирается на это знание о трех состояниях человека, строя на нем свою концепцию. Она исходит из того, что человек был создан Богом как существо совершеннейшее во всех отношениях как по телесной, так и по духовной природе.

Что же произошло с человеком, когда он нарушил первую заповедь, которая была дана ему Богом для духовно-нравственного совершенствования? Произошло грехопадение. Грех нарушил целостность природы человека и лишил его Божественных дарований. Падение первого человека нарушило гармонию, отравило и расстроило все его существо, отразилось на всех свойствах и способностях.

Таким образом, первородный грех внес в существо человека полную дисгармонию, порвал те нити, которые соединяли человека с Богом, и заставил его служить страстям.

Что важно знать каждому воспитателю? Что губительные следствия первородного греха не ограничились прародителями. Они распространились на весь род человеческий путем естественного рождения.

Состояние греховно-падшее (то есть состояние после грехопадения) - это то состояние, в котором находится человек и человечество сейчас – полная дисгармония всех сил и способностей.

С пришествием Христа для человека открылась возможность восстановить способности, которые у него были первоначально, вернуть утраченный образ Божий, который был человеку дан. Это состояние является искупительно-благодатным.

На основании сказанного уже можно выделить ряд концептуальных отличий православной педагогики от светской.

Во-первых, православная педагогика исходит из знания свойств и качеств человека в его естественном (или райском) состоянии.

Во-вторых, она может не только описать все положительные качества (добродетели), присущие человеку от Бога, но также все страсти и пороки, которые у него появились, и указать средства их приобретения (для добродетелей) и искоренения (для грехов и страстей).

В-третьих, православной педагогикой разработаны принципы и методы воспитания, которые позволяют человеку сделать главное в его жизни - перейти из состояния греховно-падшего в состояние искупительно-благодатное.

Православная педагогика определяет время, наиболее благоприятное для воспитания: это младенчество, первые годы жизни. Поскольку природа человека заражена грехом, греховные наклонности и страсти проявляются в человеке с младенчества. С возрастом они все более усиливаются. При воспитании детей особенно дорожат младенческими годами, чтобы дать душе с первых минут жизни благочестивое направление, оградить от влияния вредных впечатлений и не дать уклониться ко злу.

Таким образом, если говорить обобщенно, первое отличие связано с разным пониманием человека в системе православной и светской педагогики. Из этого вытекает существенная закономерность, касающаяся светской педагогики.

Поскольку светская педагогика не признает сам факт грехопадения человека, считает его наличествующее состояние - со всем негативным, что в человеке появилось – естественным, поэтому, как правило, она развивает и усиливает страсти и пороки, присущие человеку. Она не призывает человека к восстановлению утраченного им гармоничного состояния, не имея представления о нем.

С другой стороны, не признавая искупительно-благодатного состояния человека, светская педагогика не указывает идеал воспитания. Таким образом, она оставляет человека в его падшем состоянии.

Второе существенное отличие связано с целью и идеалом воспитания.

Цель православного воспитания совпадает с целью и смыслом человеческой жизни и состоит в развитии всех духовных сил человека, направлении их к Богоуподоблению. Эта цель не изменялась на протяжении всей истории христианства.

От осознания этой цели зависит не только само воспитание, но и воспитательные методы, вся система православной педагогики.

Между тем, светская педагогика меняет ориентиры в зависимости от времени и задач, которые решаются на определенном историческом отрезке времени.

А может ли меняться идеал христианского воспитания? Ответ очевиден – проходят тысячелетия, меняются строй, правительства, а идеал, данный миру христианством остается неизменным.

Помимо цели, концепция православной педагогики подразумевает наличие задач, содержания, принципов, методов и средств.

Остановимся на принципах православной педагогики. Они заложены самим Спасителем.

Читаем у схиархимандрита Иоанна (Маслова) в «Лекциях по пастырскому богословию»:

«И всякий раз Христос применялся к обстоятельствам места и времени, строго сообразовывался с высотою умственного и нравственного развития Своей паствы. Он иначе говорил с ученым книжником или образованным саддукеем и иначе - с простым, неразвитым жителем Галилеи. С первыми Он ведет вполне научные беседы, держит к ним логически стройные и после­довательные речи; с последними говорит про­сто, их собственным языком, чтобы высокие и спасительные истины Своего учения, по возможности, приблизить к понима­нию Своих слушателей и собеседников».

В приведенных нами словах изложен один из принципов православной педагогики: строго сообразовываться с уровнем умственного и нравственного развития учеников (сравним с современным - учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитываемых).

Вследствие грехопадения и происшедшей отсюда испорченности духовной природы человека его сознание сделалось настолько сла­бым, что оказалось неспособным воспринимать свет Божественно­го Откровения без какого-либо посредства. Как глаз не может пе­реносить полного блеска солнечных лучей и под их непосредствен­ным действием притупляется, так и свет Божественного учения мог бы ослепить неразвитое сознание простого народа, если бы оно (т.е. учение) не сообщалось ему в форме притчи. Таким образом, при­точная форма речи, с одной стороны, служила покровом, прикры­вавшим слабое человеческое сознание от облистания светом Божест­венного учения, а с другой - она служила и проводником этого света в сознании и сердце слушателя, поскольку то был свет спаси­тельный и потому необходимый каждому человеку.

Таким образом, выделяем еще один принцип - соблюдать доступность материала для всякого ума и высокие истины приближать к пониманию своих слушателей (принцип доступности).

Помимо отмеченных, можно выделить также следующие принципы православной педагогики (в их соотношении с современными): использовать простоту образов, заимствовав их по возможности из находящейся перед глазами слушателей природы, окружающей обстановки (принцип наглядности); избегать односторонности, разнообразить изложение; не оставлять ни одного вопроса без ответа; находить нужное слово для каждого ученика (индивидуальный подход к учащимся); удалять все препятствия (внутренние и внешние), которые мешают обучению; сообразовывать свою деятельность с обстоятельствами места и времени (принцип сообразности).

Можно сказать, что и светская педагогика использует те же методы.

Но без соблюдения главного принципа православного воспитания – научи вере, потом другим наукам - методы, столь созвучные в православной и светской педагогике, обретают иной смысл и наполнение и дают совершенно разные по эффективности результаты.

Как уже отмечалось, смысл воспитания органически зависит от смысла человеческой жизни, а смысл человеческой жизни – от основ, на которых он утверждается, и от конечной цели, к которой он стремится. Православие дает ясные ответы на вопрос о цели и смысле человеческой жизни, православное учение о спасении дает ясное, полное и целостное представление о человеке.

Сегодня в целом мы имеем отрицательные воспитательные результаты в системе образования. Но родители наших детей, не зная основ православной педагогики – учения о спасении, интуитивно понимают, чего так не хватает детям. По данным опроса, проводившегося в 42 регионах России, на вопрос: что может существенно помочь изменить состояние воспитания в школе, – подавляющее большинство ответило: знание основ Православия.

Таким образом, мы вступаем в этап не только теоретического осмысления концептуальных основ православной педагогики, но и введения их в практику работы современного учительства.

Мы ежедневно ощущаем, как велик интерес наших учителей к православной педагогике. Он обусловлен теми высокими результатами, которых она достигла, явив миру людей высокой нравственности, самоотверженности, героев Отечества. Христианство облагородило мир и дало ему правильное направление во всех сферах деятельности.

Россия явила миру великое сокровище, самое большее из того, что она и могла предъявить – идеал святости, исполненный в жизни. Сонм святых, в земле Российской просиявших: преподобный Сергий Радонежский, святой благоверный князь Александр Невский, преподобный Серафим Саровский, адмирал Феодор Ушаков, новомученики и исповедники российские ХХ века – более полутора тысяч священников и мирян, положивших жизнь за веру, и многие-многие другие. Это - наши соотечественники, люди, достигшие святости в земной жизни. На них исполнился смысл и идеал православного воспитания. Они зовут и нас следовать этим путем.

 

Об авторе публикации:
Н.В. Маслов, доктор педагогических наук, Президент Фонда Александра Невского
 


Общество, Культура