Хабаровск православный Журнал Возрождение инквизиции или песок против ветра

Возрождение инквизиции или песок против ветра

Иерей Олег Селезнев

18.06.2013

11 июня депутаты Государственной Думы РФ приняли закон «Об ответственности за оскорбление чувств верующих и осквернение почитаемых святынь». Данную инициативу поддержали все парламентские фракции. В то же время у нового законопроекта появилось множество противников еще на стадии его разработки. Среди несогласных оказались представители различных социальных групп нашего общества. Критикуя принятый закон, в адрес государства и Церкви бросают нелепые обвинения в нарушении Конституции, клерикализме и попытках возродить средневековую инквизицию.

В связи с этим возникает вопрос - а нужны ли такие изменения в отечественном законодательстве сегодня и почему они вызвали негативную реакцию со стороны определенных групп населения? Мотивы подобных суждений у каждого свои, но первопричина одна. Со сменой общественно-политического строя в 1991 году отношение к Церкви в нашей стране кардинально изменилось. В условиях кризиса, охватившего все стороны общественной жизни, государство увидело в Церкви и ее вероучении единственную возможность остановить надвигающуюся социальную катастрофу. И, действительно, православные священнослужители призывали с амвонов паству к покаянию и исправлению. В своих проповедях они напоминали людям о необходимости вместе с гражданскими властями вносить свой вклад в общественное благо, в духе правды, справедливости и солидарности. Осуществляя социальное служение, духовенство и миряне бескорыстно и самоотверженно оказывали помощь тем, кто в силу разных причин оказался на дне. Оценив позитивную роль Церкви в примирении и консолидации российского общества, власти пошли на сотрудничество.

К сожалению, сейчас у некоторых наших соотечественников вызывают приступы раздражения и ярости попытки православных людей возвещать Евангелие Божие, как повелел нам Господь. По стране прокатилась волна осквернения храмов и святынь. Организаторы и исполнители этих кощунственных действий пытались запугать верующих. Но как писал святитель Николай Сербский: «Всякий желающий посрамить Бога, сам бывает посрамлен, а Богу предоставляет случай еще больше прославиться». Эти несчастные уподобились тем, кто бросает песок против ветра. Эффект оказался иным - их безумные выходки сплотили православных людей. Не стоит забывать, что в России проживают не только православные, но и мусульмане, буддисты, и последователи других религий.

Гражданские власти, понимая, что оскорбление религиозных чувств верующих может вызвать негативную реакцию, нарушив общественное равновесие, вынуждены были принять меры. И хотя принятый законопроект «сырой», вызывает споры у юристов относительно своего содержания и применяемой терминологии, сам факт его принятия является прогрессивным шагом. Государство осознало значение религиозных организаций в жизни общества, и поспешила взять под защиту чувства верующих граждан. Носителям власти надлежит укреплять ценности, в том числе и духовные, вызывающие доверие и побуждающие каждого гражданина служить на благо общества. Церковь – мать и наставница, носительница этих ценностей. Поэтому принятые российскими парламентариями изменения в законодательстве как никогда актуальны. Наш долг не за страх, а совесть исполнять и уважать волю государства, облеченную в закон, не зависимо от наших религиозных и иных убеждений. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога» (Рим 13:1).

 

 


Новости, Общество



Крисс пишет 19.06.2013
Этот закон противоречит Конституции РФ, т.к выделает "верующих" в особую соц.группу, не равную другим группам. Поэтому пассаж про "инквизицию" действительно очень уместен. цитата: Принятый Госдумой 21 мая во втором чтении проект закона о «защите чувств верующих» уже дважды анализировался в «Новой газете» — и оба раза с неутешительным результатом. Судя по тому, что приняли депутаты, они продолжают упорствовать в пагубном заблуждении о том, что «оскорбление чувств», во-первых, возможно, а во-вторых, должно быть наказуемо. Но лишь в том случае, если речь идет о религиозных чувствах: чувства неверующих законопроект не защищает. Главным следствием появления такого закона станет не только усиление клерикализации страны, но полная неприкосновенность для публичной критики как верхушки РПЦ, так и руководства других «традиционных конфессий». Ну и, конечно, усиление репрессий в отношении неугодных власти граждан: приписать им «оскорбление чувств» будет крайне несложно — ввиду крайней размытости формулировок, оставляющих необычайный простор для судебного произвола. ... Депутат Ярослав Нилов, один из авторов проекта, уверяет, что теперь «предлагается наказывать не за оскорбление, а за действие, совершенное с целью оскорбления», то есть за «публичное действие, которое имело прямой или косвенный умысел и которое выражалось в явном неуважении к обществу и которое совершалось с целью оскорбления религиозных чувств граждан». Он решительно не соглашается с тем, что чувства — не юридическая категория: мол, в законодательстве «есть такие понятия, как нанесение морального или физического страдания». Увы, депутат или лукавит, или плохо знает закон. Во-первых, Гражданский кодекс (а также соответствующие постановления Пленума Верховного суда) определяют моральный вред как «нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, или нарушающими его личные неимущественные права либо нарушающими имущественные права гражданина». То есть нравственные страдания гражданина только тогда наказуемы, когда они вызваны нарушением его конкретных прав. Во всех же прочих случаях они не подлежат государственной защите. И тот факт, что тот или иной гражданин посчитал себя «оскорбленным в религиозных чувствах» — по причине ли проведения не нравящейся ему художественной выставки, показа не нравящегося ему спектакля, или проведения акции в защиту ЛГБТ-сообщества от насилия со стороны неонацистов или псевдоправославных фанатиков, — не имеет ровно никакого юридического значения. Во-вторых, как будут устанавливать наличие «умысла», то есть — того факта, что действия совершены именно с целью «оскорбления»? В-третьих, атеистов закон (в отличие от Конституции, гарантирующей гражданам право не исповедовать никакой религии) никак не защищает: «мировоззренческие взгляды» к религиозным чувствам никак не относятся. А вот попытки распространять атеистические взгляды (что опять же гарантировано Конституцией) станут просто невозможными — по судам затаскают за якобы «оскорбление чувств»… http://www.novayagazeta.ru/columns/58270.html Новая Газета. Так вот получается, что категория не-верующих вообще оказывается прижатой к стенке: их этот закон может давить сколько угодно, т.к "приписать" кому угодно "умысел оскорбления" можно запросто, даже не напрягая извилины. Кстати, о законах. "Чем ближе государство к падению, тем многочисленнее его законы". (с) Корнелий Тацит.
Ответить

Крисс пишет 20.06.2013
Вернемся в Россию. В своей новой редакции статья 148 будет теперь защищать право верующих оскорбляться, рассматривая его как законное выражение свободы вероисповедания. Но при всей нелепости формулировки статья содержит куда более серьезный дефект. Фактически она абсолютизирует право верующих на обиду, тогда как все иные права и свободы не могут составить ему никакой конкуренции. http://www.gazeta.ru/comments/2013/06/17_a_5381485.shtml
Ответить

раб Божий Юрий. пишет 20.06.2013
Тема: Комментарий.
Сказать, что принятие данного закона есть поворот назад к инквизиции или её возрождение никак нельзя. В нашей Церкви никогда не существовало института инквизиции. Не было её и у мусульман, буддистов... Нельзя вернуться туда, где ты никогда не был или возродить то, что не рождал. Участь иметь сей институт постигла еретиков. Так что упрек не по адресу. Да и сильно радоваться по поводу принятия «прогрессивного» закона тоже, наверное, не стоит. И вот почему: думаете, что государство только сегодня разобралось, что Православная церковь творит Добро? А Дума, наконец, прозрела, и в России отныне и навеки воцаряется симфония властей? Нет, идет большая игра. Государство ищет точки опоры. Нужна поддержка, нужна стабильность, нужен электорат. Сегодня ставку делают и на нашу Церковь в том числе. Ведь православные вырастают не только качественно, но и численно. Но придет время, и Патриарха попросят тоже оказать услугу: весомую, адекватную, в нужный момент. Какой будет её цена, никому пока не известно. Да, сегодня законы государства будут защищать и наши Святыни, и ценности иные. Ведь речь в законе идет не о Православии, а о чувствах неких верующих в целом и их «святынях»... Всех смешали в одну большую кучу. Так что особо уповать на него не стоит. Этот закон - меч обоюдоострый. Нужно научиться защищать Святыни самим. И не только буквально, выходя на пост, но всей своей жизнью, каждым поступком. А благосклонность власти, да и сами власти весьма переменчивы. Разве мы забыли, как в советской период людей заставляли жечь иконы, рвать Библию, разбирать Храмы, выбрасывать Мощи... Да, то было другое государство, но в нашей России и с нашим народом и самое главное - не так и давно. И насчет: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога» (Рим 13:1) - нужно сильно подумать. Эту цитату коммунисты тыкали в лица крестьянам, поднявшим бунт против безбожной власти. И некоторые не находили что возразить. Но в в Библии на церковнославянском языке написано отлично: «Несть бо власть, аще не от Бога...»(Рим. 13.1). Имеющий око, да узрит разницу.
Ответить

Мария пишет 21.06.2013
Уважаемый Крисс, закон Конституции точно не противоречит, т.к. дискриминация в обществе всегда существовала, существует и будет иметь место всегда - люди пенсионного возраста имеют право на льготы, дети и беременные женщины имеют право на то, чтобы им уступили место в автобусе - это все задекларировано в различных нормативных законодательных актах, их тоже "выделяют в особую соц.группу" - это по-вашему плохо?! Ваши комментарии совершенно неуместны, у каждого человека, считающего себя верующим однозначно негативное отношение к осквернению Святынь - это нормально, и закон помогает им защищать свои права. И вообще не совсем уместно в каждом обсуждении одни и те же комментарии оставлять, могли бы просто ссылку оставить, мы сами прочитаем Ваше мнение на http://www.novayagazeta.ru/columns/58270.html Новая Газета.
Ответить