О жизни души христианина
Проповедь студента 4-го курса Хабаровской духовной семинарии Тарасенко Андрея, произнесенная за Всенощным бдением 18 декабря 2010 года19.12.2010
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! В нынешний воскресный день Святая Церковь предлагает нам молитвенное назидание, обращаясь к своим чадам со следующими словами: «Святому Духу живоначальное достоинство, от негоже всякое животно одушевляется… », т. е. всякая душа оживотворяется Святым Духом. Знаменательно, что именно в день воскресный, в день, когда мы молитвенно вспоминаем Воскресение Христово, Церковь описывает пред нашим внутренним взором и воскресение души человеческой, началом которого является оживотворение.
Здесь уместно задать вопрос: что же Священное Предание называет жизнью для души? И Церковь, отвечая на него, назидает нас, что это – богообщение, потому что Создатель этого мира не только творит все из ничего , но и поддерживает бытие своего творения, по слову апостола, «давая ему жизнь, дыхание и все» (Деян. 17:25).
Отвернувшись же от своего Промыслителя, попав в плен к страстям, спрятавшись и запутавшись в дебрях собственной гордости и самообольщения, человек постепенно теряет Животворящего Бога, и все существо человеческое познает горечь греха, за которым неотступно путешествует смерть, как порождение этого духовного беззакония . И даже такому человеку, человеку умирающему, по Своей бесконечной любви, Дух Святой не перестает подавать оживотворяющую благодать.
«Дух дышит, где хочет», - читаем мы в Священном Писании (Ин.3:8). Касаясь же человеческого сердца своим дыханием, Он подает силы павшему и уязвленному творению своему вновь быть причастником жизни, а в дальнейшем и вечной жизни наследником с помощью Церкви Христовой. Но если не будем принимать помощь Духа Божьего, то не сможем наследовать и Царство Христово, потому что только Им можно познать Иисуса Христа.
Какие же стремления должны мы употребить для соработничества Духу в деле нашего спасения? Прежде всего - это наша молитва, как домашняя, так и церковная, потому что молитва – это встреча нашей души с Живым Богом, и как говорит святой праведный Иоанн Кронштадский: «Молитва - дыхание духовное; молясь, мы дышим Духом Святым» . Встретившись с Животворящим Утешителем, нам необходимо стараться удержать себя от разлуки с Ним. Это будет возможно только тогда, когда мерилом всех наших поступков станет заповедь о любви к Богу и ближнему, данная Господом Иисусом Христом (Лк. 10:27), так как без Господа Бога не сможет душа сотворить ничего (Ин. 5:15) кроме греха, для дел же благих помощь Божия необходима.
Итак, навыкая в постоянном обращении к Царю Небесному в молитве перед каждым делом, а также после него, живя по Божьей Заповеди, и устраивая свою жизнь согласно с волей Творца, мы с вами, братья и сестры, откроем наши души для оживотворяющей благодати Духа Святого, обильно подаваемой нам.
Дорогие братья и сестры! В нынешний воскресный день Святая Церковь предлагает нам молитвенное назидание, обращаясь к своим чадам со следующими словами: «Святому Духу живоначальное достоинство, от негоже всякое животно одушевляется… », т. е. всякая душа оживотворяется Святым Духом. Знаменательно, что именно в день воскресный, в день, когда мы молитвенно вспоминаем Воскресение Христово, Церковь описывает пред нашим внутренним взором и воскресение души человеческой, началом которого является оживотворение.
Здесь уместно задать вопрос: что же Священное Предание называет жизнью для души? И Церковь, отвечая на него, назидает нас, что это – богообщение, потому что Создатель этого мира не только творит все из ничего , но и поддерживает бытие своего творения, по слову апостола, «давая ему жизнь, дыхание и все» (Деян. 17:25).
Отвернувшись же от своего Промыслителя, попав в плен к страстям, спрятавшись и запутавшись в дебрях собственной гордости и самообольщения, человек постепенно теряет Животворящего Бога, и все существо человеческое познает горечь греха, за которым неотступно путешествует смерть, как порождение этого духовного беззакония . И даже такому человеку, человеку умирающему, по Своей бесконечной любви, Дух Святой не перестает подавать оживотворяющую благодать.
«Дух дышит, где хочет», - читаем мы в Священном Писании (Ин.3:8). Касаясь же человеческого сердца своим дыханием, Он подает силы павшему и уязвленному творению своему вновь быть причастником жизни, а в дальнейшем и вечной жизни наследником с помощью Церкви Христовой. Но если не будем принимать помощь Духа Божьего, то не сможем наследовать и Царство Христово, потому что только Им можно познать Иисуса Христа.
Какие же стремления должны мы употребить для соработничества Духу в деле нашего спасения? Прежде всего - это наша молитва, как домашняя, так и церковная, потому что молитва – это встреча нашей души с Живым Богом, и как говорит святой праведный Иоанн Кронштадский: «Молитва - дыхание духовное; молясь, мы дышим Духом Святым» . Встретившись с Животворящим Утешителем, нам необходимо стараться удержать себя от разлуки с Ним. Это будет возможно только тогда, когда мерилом всех наших поступков станет заповедь о любви к Богу и ближнему, данная Господом Иисусом Христом (Лк. 10:27), так как без Господа Бога не сможет душа сотворить ничего (Ин. 5:15) кроме греха, для дел же благих помощь Божия необходима.
Итак, навыкая в постоянном обращении к Царю Небесному в молитве перед каждым делом, а также после него, живя по Божьей Заповеди, и устраивая свою жизнь согласно с волей Творца, мы с вами, братья и сестры, откроем наши души для оживотворяющей благодати Духа Святого, обильно подаваемой нам.
Аминь.